Качественные методы обработки данных Классификация l l. Методы количественной и качественной обработки данных Обработка качественной и количественной информации

Качественные методы обработки данных Классификация l l. Методы количественной и качественной обработки данных Обработка качественной и количественной информации

Слово «статистика» часто ассоциируется со словом «математика», и это пугает студентов, связывающих это понятие со сложными формулами, требующими высокого уровня абстрагирования.

Однако, как говорит Мак-Коннелл, статистика - это прежде всего способ мышления, и для ее применения нужно лишь иметь немного здравого смысла и знать основы математики. В нашей повседневной жизни мы, сами о том не догадываясь, постоянно занимаемся статистикой. Хотим ли мы спланировать бюджет, рассчитать потребление бензина автомашиной, оценить усилия, которые потребуются для усвоения какого-то курса, с учетом полученных до сих пор отметок, предусмотреть вероятность хорошей и плохой погоды по метеорологической сводке или вообще оценить, как повлияет то или иное событие на наше личное или совместное будущее, — нам постоянно приходится отбирать, классифицировать и упорядочивать информацию, связывать ее с другими данными так, чтобы можно было сделать выводы, позволяющие принять верное решение.

Все эти виды деятельности мало отличаются от тех операций, которые лежат в основе научного исследования и состоят в синтезе данных, полученных на различных группах объектов в том или ином эксперименте, в их сравнении с целью выяснить черты различия между ними, в их сопоставлении с целью выявить показатели, изменяющиеся в одном направлении, и, наконец, в предсказании определенных фактов на основании тех выводов, к которым приводят полученные результаты. Именно в этом заключается цель статистики в науках вообще, особенно в гуманитарных. В последних нет ничего абсолютно достоверного, и без статистики выводы в большинстве случаев были бы чисто интуитивными и не могли бы составлять солидную основу для интерпретации данных, полученных в других исследованиях.

Для того чтобы оценить огромные преимущества, которые может дать статистика, мы попробуем проследить за ходом расшифровки и обработки данных, полученных в эксперименте. Тем самым, исходя из конкретных результатов и тех вопросов, которые они ставят перед исследователем, мы сможем разобраться в различных методиках и несложных способах их применения. Однако, перед тем как приступить к этой работе, нам будет полезно рассмотреть в самых общих чертах три главных раздела статистики.

1. Описательная статистика , как следует из названия, позволяет описывать, подытоживать и воспроизводить в виде таблиц или графиков

данные того или иного распределения , вычислять среднее для данного распределения и его размах и дисперсию .

2. Задача индуктивной статистики - проверка того, можно ли распространить результаты, полученные на данной выборке , на всю популяцию , из которой взята эта выборка. Иными словами, правила этого раздела статистики позволяют выяснить, до какой степени можно путем индукции обобщить на большее число объектов ту или иную закономерность, обнаруженную при изучении их ограниченной группы в ходе какого-либо наблюдения или эксперимента. Таким образом, при помощи индуктивной статистики делают какие-то выводы и обобщения, исходя из данных, полученных при изучении выборки.

3. Наконец, измерение корреляции позволяет узнать, насколько связаны между собой две переменные, с тем чтобы можно было предсказывать возможные значения одной из них, если мы знаем другую.

Существуют две разновидности статистических методов или тестов, позволяющих делать обобщение или вычислять степень корреляции. Первая разновидность - это наиболее широко применяемые параметрические методы , в которых используются такие параметры, как среднее значение или дисперсия данных. Вторая разновидность - это непараметрические методы , оказывающие неоценимую услугу в том случае, когда исследователь имеет дело с очень малыми выборками или с качественными данными; эти методы очень просты с точки зрения как расчетов, так и применения. Когда мы познакомимся с различными способами описания данных и перейдем к их статистическому анализу, мы рассмотрим обе эти разновидности.

Как уже говорилось, для того чтобы попытаться разобраться в этих различных областях статистики, мы попробуем ответить на те вопросы, которые возникают в связи с результатами того или иного исследования. В качестве примера мы возьмем один эксперимент, а именно - изучение влияния потребления марихуаны на глазодвигательную координацию и на время реакции. Методика, используемая в этом гипотетическом эксперименте, а также результаты, которые мы могли бы в нем получить, представлены ниже.

При желании вы можете заменить какие-то конкретные детали этого эксперимента на другие - например, потребление марихуаны на потребление алкоголя или лишение сна, - или, что еще лучше, подставить вместо этих гипотетических данных те, которые вы действительно получили в вашем собственном исследовании. В любом случае вам придется принять «правила нашей игры» и выполнять те расчеты, которые здесь от вас потребуются; только при этом условии до вас «дойдет» существо предмета, если это уже не случилось с вами раньше.

Важное примечание. В разделах, посвященных описательной и индуктивной статистике, мы будем рассматривать только те данные эксперимента, которые имеют отношение к зависимой переменной «поражаемые мишени». Что касается такого показателя, как время реакции, то мы обратимся к нему только в разделе о вычислении корреляции. Однако само собой разумеется, что уже с самого начала значения этого показателя надо обрабатывать так же, как и переменную «поражаемые мишени». Мы предоставляем читателю заняться этим самостоятельно с помощью карандаша и бумаги.

Некоторые основные понятия. Популяция и выборка

Одна из задач статистики состоит в том, чтобы анализировать данные, полученные на части популяции, с целью сделать выводы относительно популяции в целом.

Популяция в статистике не обязательно означает какую-либо группу людей или естественное сообщество; этот термин относится ко всем существам или предметам, образующим общую изучаемую совокупность, будь то атомы или студенты, посещающие то или иное кафе.

Выборка - этонебольшое количество элементов, отобранных с помощью научных методов так, чтобы она была репрезентативной, т.е. отражала популяцию в целом.

(В отечественной литературе более распространены термины соответственно «генеральная совокупность» и «выборочная совокупность». - Прим. перев. )

Данные и их разновидности

Данные в статистике - это основные элементы, подлежащие анализу. Данными могут быть какие-то количественные результаты, свойства, присущие определенным членам популяции, место в той или иной последовательности - в общем любая информация, которая может быть классифицирована или разбита на категории с целью обработки.

Не следует смешивать «данные» с теми «значениями», которые эти данные могут принимать. Для того чтобы всегда различать их, Шатийон (Chatillon, 1977) рекомендует запомнить следующую фразу: «Данные часто принимают одни и те же значения» (так, если мы возьмем, например, шесть данных - 8, 13, 10, 8, 10 и 5, то они принимают лишь четыре разных значения - 5, 8, 10 и 13).

Построение распределения - это разделение первичных данных, полученных на выборке, на классы или категории с целью получить обобщенную упорядоченную картину, позволяющую их анализировать.

Существуют три типа данных:

1. Количественные данные , получаемые при измерениях (например, данные о весе, размерах, температуре, времени, результатах тестирования и т. п.). Их можно распределить по шкале с равными интервалами.

2. Порядковые данные , соответствующие местам этих элементов в последовательности, полученной при их расположении в возрастающем порядке (1-й, ..., 7-й, ..., 100-й, ...; А, Б, В. ...).

3. Качественные данные , представляющие собой какие-то свойства элементов выборки или популяции. Их нельзя измерить, и единственной их количественной оценкой служит частота встречаемости (число лиц с голубыми или с зелеными глазами, курильщиков и не курильщиков, утомленных и отдохнувших, сильных и слабых и т.п.).

Из всех этих типов данных только количественные данные можно анализировать с помощью методов, в основе которых лежат параметры (такие, например, как средняя арифметическая). Но даже к количественным данным такие методы можно применить лишь в том случае, если число этих данных достаточно, чтобы проявилось нормальное распределение. Итак, для использования параметрических методов в принципе необходимы три условия: данные должны быть количественными, их число должно быть достаточным, а их распределение - нормальным. Во всех остальных случаях всегда рекомендуется использовать непараметрические методы.

Собрав совокупность данных, исследователь приступает к их обработке, получая сведения более высокого уровня, называемые результатами. Он уподобляется портному, который снял мерку (данные) и теперь все зафиксированные размеры соотносит между собой, приводит в целостную систему в виде выкройки и в конечном итоге – в виде той или иной одежды. Параметры фигуры заказчика – это данные, а готовое платье – это результат. На этом этапе могут обнаружиться ошибки в замерах, неясности в согласовании отдельных деталей одежды, что требует новых сведений, и клиент приглашается на примерку, где вносятся необходимые коррективы. Так и в научном исследовании: полученные на предыдущем этапе «сырые» данные путем их обработки приводят в определенную сбалансированную систему, которая становится базой для дальнейшего содержательного анализа, интерпретации и научных выводов и практических рекомендаций. Если по обработке данных выявляются какие-либо ошибки, пробелы, несоответствия, препятствующие построению такой системы, то их можно ликвидировать и восполнить, проведя повторные замеры.

Обработка данных направлена на решение следующих задач: 1) упорядочивание исходного материала, преобразование множества данных в целостную систему сведений, на основе которой возможно дальнейшее описание и объяснение изучаемых объекта и предмета; 2) обнаружение и ликвидация ошибок, недочетов, пробелов в сведениях; 3) выявление скрытых от непосредственного восприятия тенденций, закономерностей и связей; 4) обнаружение новых фактов, которые не ожидались и не были замечены в ходе эмпирического процесса; 5) выяснение уровня достоверности, надежности и точности собранных данных и получение на их базе научно обоснованных результатов.

Если на предыдущих этапах происходит процесс увеличения разнообразия сведений (числа параметров, единичных измерений, источников и т. п.), то теперь наблюдается обратный процесс – ограничение разнообразия, приведение данных к общим знаменателям, позволяющим делать обобщения и прогнозировать развитие тех или иных психических явлений.



Рассматриваемый этап обычно связывается с обработкой количественного характера. Качественная сторона обработки эмпирического материала, как правило, только подразумевается либо вовсе опускается. Обусловлено это, видимо, тем, что качественный анализ часто ассоциируется с теоретическим уровнем исследования, который присущ последующим стадиям изучения объекта – обсуждению и интерпретации результатов. Представляется, однако, что исследование качественного характера имеет два уровня: уровень обработки данных, где проводится организационно-подготовительная работа по первичному выявлению и упорядочиванию качественных характеристик изучаемого объекта, и уровень теоретического проникновения в сущность этого объекта. Работа первого типа характерна для стадии обработки данных, а второго – для этапа интерпретации результатов. Результат в данном случае понимается как итог и количественного, и качественного преобразования первичных данных. Тогда количественная обработка есть манипуляция с измеренными характеристиками изучаемого объекта (объектов), с его «объективизированными» во внешнем проявлении свойствами. Качественная обработка – это способ предварительного проникновения в сущность объекта путем выявления его неизмеряемых свойств на базе количественных данных.

Количественная обработка направлена в основном на формальное, внешнее изучение объекта, качественная – преимущественно, на содержательное, внутреннее его изучение. В количественном исследовании доминирует аналитическая составляющая познания, что отражено и в названиях количественных методов обработки эмпирического материала, включающих в себя категорию «анализ» корреляционный анализ, факторный анализ и т. д. Основным гом количественной обработки является упорядоченная совокупность «внешних» показателей объекта (объектов). Реализуется количественная обработка с помощью математико-статистических методов.

В качественной обработке доминирует синтетическая составляющая познания, причем в этом синтезе превалирует компонент, объединения и в меньшей степени присутствует компонент обобщения. Обобщение – прерогатива последующего этапа исследовательского процесса – интерпретационного. В фазе качественной обработки данных главное заключается не в раскрытии сущности изучаемого явления, а пока лишь в соответствующем представлении сведений о нем, обеспечивающем дальнейшее его теоретическое изучение. Обычно результатом качественной обработки является интегрированное представление о множестве свойств объекта или множестве объектов в форме классификаций и типологий. Качественная обработка в значительной мере апеллирует к методам логики.

Противопоставление друг другу качественной и количествен ной обработок (а следовательно, и соответствующих методов) довольно условно. Они составляют органичное целое. Количественный анализ без последующей качественной обработки бессмыслен, так как сам по себе он не в состоянии превратить эмпирические данные в систему знаний. А качественное изучение: объекта без базовых количественных данных – немыслимо. В научном познании. Без количественных данных качественное познание – это чисто умозрительная процедура, не свойственная современной науке. В философии категории «качество» и «количество», как известно, объединяются в категории «мера».

Единство количественного и качественного осмысления эмпирического материала наглядно проступает во многих методах обработки данных: факторный и таксономический анализы, шкалирование, классификация и др. Но поскольку традиционно в науке принято деление на количественные и качественные характеристики, количественные и качественные методы, количественные и качественные описания, не будем «святее папы Римского» и примем количественные и качественные аспекты обработки данных за самостоятельные фазы одного исследовательского этапа, которым соответствуют определенные количественные и качественные методы.

Качественная обработка естественным образом выливается в описание и объяснение изучаемых явлений, что составляет уже следующий уровень их изучения, осуществляемый на стадии интерпретации результатов. Количественная же обработка полностью относится к рассматриваемому этапу исследовательского процесса, что в совокупности с ее особой спецификой побуждает к ее более подробному изложению. Процесс количественной обработки данных имеет две фазы: первичную и вторичную. Последовательно рассмотрим их.

Первичная обработка

На первой стадии «сырые» сведения группируются по тем или иным критериям, заносятся в сводные таблицы, а для наглядного представления данных строятся различные диаграммы и графики. Все эти манипуляции позволяют, во-первых, обнаружить и ликвидировать ошибки, совершенные при фиксации данных, и, во-вторых, выявить и изъять из общего массива нелепые данные, полученные в результате нарушения процедуры обследования, несоблюдения испытуемыми инструкции и т. п. Кроме того, первично обработанные данные, представая в удобной для обозрения форме, дают исследователю в первом приближении представление о характере всей совокупности данных в целом: об их однородности–неоднородности, компактности-разбросанности, четкости–размытости и т. д. Эта информация хорошо читается на наглядных формах представления данных и связана с понятием «распределение данных».

Под распределением данных понимается их разнесенность по категориям выраженности исследуемого качества (признака). Разнесенность по категориям показывает, как часто (или редко) в определенном массиве данных встречаются те или иные показатели изучаемого признака. Поэтому такой вид представления данных называют «распределением частот». Выраженность признака, как видели выше, может быть представлена в оценках: «есть – нет» или «равно – неравно» (номинативные данные), «больше – меньше» (порядковые данные), «настолько-то больше или меньше» (интервальные данные), «во столько-то раз больше или меньше» (пропорциональные данные). Первая категория оценок предполагает явную дискретность выраженности изучаемого признака, остальные – непрерывность (хотя бы теоретически). Проиллюстрируем это примерами.

Пример для дискретных данных

В трехтысячном трудовом коллективе были выбраны сто человек, которые давали ответ на вопрос: «какой цвет вы предпочитаете?». Предлагалось 6 вариантов: белый (Б), черный (Ч), красный (К), синий (С), зеленый (3), желтый (Ж). В данном случае каждый цвет – это самостоятельная категория выраженности признака «окраска». Допустим, цель – выбор дизайнером окраски рабочих помещений, где трудятся эти люди. Итоги опроса, зафиксированные в протоколе, подсчитали и занесли в таблицу 1 (табулировали).

Таблица 1

Итоги опроса

Частота (абсолютная частота) – это число ответов данной категории в выборке, частость (относительная частота) – это отношение частоты ко всей выборке. Под выборкой понимается все множество полученных в исследовании значений изучаемого признака (свойства, качества, состояния) объекта. В нашем примере выборка равна 100. Понятие выборки связано с понятием генеральной совокупности (или популяции), которая представляет собой все возможное множество значений изучаемого признака. В нашем примере она равна 3000. Поскольку даже ограниченные популяции обычно весьма велики, то опыты проводятся только на выборках. Поэтому встает вопрос о репрезентативности выборки, т. е. о том, можно ли результаты, полученные на выборке, переносить на всю совокупность. Для этого привлекают статистические методы доказательства репрезентативности. Таким образом, выборка есть часть генеральной совокупности. Краткое описание этих множеств производится с помощью так называемых описательных мер (мер центральной тенденции, разброса и связи), вычисление которых производится при вторичной обработке данных. Значения мер, вычисленные для генеральных совокупностей, называются параметрами, для выборок – статистиками. Параметр описывает генеральную совокупность также, как статистика – выборку. Принято обозначать статистики латинскими буквами, а параметры – греческими. Правда, в психологических исследованиях этих правил не всегда строго придерживаются.

На основании табличных данных можно построить диаграмму, где распределение представлено нагляднее:

Пример для непрерывных данных

Данные непрерывного характера можно представить веще более наглядной форме: в виде гистограмм, полигонов икривых.

В опытах В. К. Гайды, описанных в учебном пособии для студентов-психологов , участвовало 96 испытуемых. Определялся цвет последовательного образа восприятия насыщенного красного цвета. С этой целью каждый испытуемый в течение одной минуты рассматривал окрашенный в красный цвет образец, а затем переносил взгляд на белый экран, где видел круг в дополнительных цветах. Рядом с ним находился цветовой круг с разноокрашенными секторами, на котором испытуемый должен был выбрать тот цвет, который соответствовал цвету возникшего у него последовательного образа. При этом испытуемый не называл цвет, а лишь его номер в цветовом круге. Цветовой круг нормирован таким образом, что соседние цвета отличаются в нем друг от друга на одинаково замечаемую величину. Следовательно, цветовой круг можно рассматривать как интервальную шкалу. Наряду с этим цветовой круг характеризуется и еще одним свойством. В частности, можно себе представить, что между двумя соседними цветами, например между зеленовато-голубым и голубовато-зеленым, имеется еще множество не замечаемых человеческим глазом цветовых переходов. В этом смысле цветовой круг представляет собой пример непрерывной переменной. Фактически же испытуемые всегда выделяют конечное число цветовых оттенков и поэтому свой выбор останавливают на конкретном номере (или названии) цвета. В рассматриваемом эксперименте испытуемые определяли свой последовательный образ в диапазоне от № 16 – зеленовато-голубой цвет до № 23 – желтовато-зеленый. Полученные данные можно табулировать, что и сделано в таблице 2.

Таблица 2

Как видно, в построении таблиц 1 и 2 нет принципиального различия. Но разница в характере первичных данных, отображенных в обеих таблицах, все же есть, и она обнаруживается при их графическом изображении. В самом деле, рис. 2 представляет собой уже не столбиковую, а ступенчатую диаграмму, называемую гистограммой. Следует обратить внимание на то, что все участки (столбики) ступенчатой диаграммы расположены вплотную друг к другу (числовые переменные на оси абсцисс гистограммы пишут против центральной оси каждого участка).

От гистограммы легко перейти к построению частотного полигона распределения, а от последнего – к кривой распределения. Частотный полигон строят, соединяя прямыми отрезками верхние точки центральных осей всех участков ступенчатой диаграммы (рис. 3). Если же вершины участков соединить с помощью плавных кривых линий, то получится кривая распределения первичных результатов (рис. 4).

Переход от гистограммы к кривой распределения позволяет путем интерполяции находить те величины исследуемой переменной, которые в опыте не были получены.

Вторичная обработка

Качество - это совокупность свойств, указывающих, что представляет собой предмет, чем он является. Количество определяет размеры, величину этого качества. Качество традиционно раскрывается через описание признаков, а количество отождествляется с мерой, числом. Анализируя качество, исследователь определяет, к какому классу уже известных явлений принадлежит данное и в чем его специфика, затем устанавливает причинно-следственные зависимости между явлениями. Задача количественного анализа сводится к измерению и счету выявленных свойств. Разрешая ее, ищут ответ на вопрос, какая мера качества входит в установленную меру. Дополняя качественные представления о своем предмете формализованными обобщениями, педагогическая теория приобретает необходимую строгость и устойчивость.

Необходимо различать два основных направления в использовании количественных методов в педагогике: первое - для обработки результатов наблюдений и экспериментов, второе - для моделирования, диагностики, прогнозирования, компьютеризации учебно-воспитательного процесса. Методы первого направления:

- регистрация - выявление определенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества (например, количество успевающих и неуспевающих учеников);

- ранжирование - расположение собранных данных в определенной последовательности (убывания или нарастания зафиксированных показателей), определение места в этом ряду изучаемых объектов (например, составление списка учеников в зависимости от числа пропущенных занятий и т. п.);

- шкалирование - присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам, чем достигается большая определенность. Известны четыре основных градации измерительных шкал: шкалы наименований (или номинальные); шкалы порядка (или ранговые); интервальные шкалы; шкалы отношений.



Шкалы наименований - самые «слабые», числа и другие обозначения в них используются чисто символически. Их единственная математическая характеристика - принадлежность: принадлежит ли исследуемый объект к данному классу или нет. Примерами номинальных шкал можно считать классификации по различным признакам - список специальностей, перечисление характеристик обучаемых, наименования причин неуспеваемости и т. д.

В порядковых (ранговых) шкалах устанавливается порядок следования, отношения «больше» и «меньше», общая иерархия. Примерами их применения служит ранжирование типа «выше ростом», «больше пятерок», «меньше пропусков» и т. д.

«Сильные» шкалы - интервальная и шкала отношений - обладают всеми положительными качествами «слабых» шкал, но при этом интервальная шкала предусматривает определенные расстояния между отдельными (двумя любыми) числами на шкале, а в шкале отношений, кроме того, определена еще и нулевая точка (точка отсчета). Шкалы термометров, вольтметров, конечно, «сильные».

Все более мощным преобразующим средством педагогических исследований становится моделирование . Научная модель - это мысленно представленная или материально реализованная система, которая адекватно отображает предмет исследования и способна замещать его так, что изучение модели позволяет получить новую информацию об объекте. Моделирование успешно применяется для решения важных задач оптимизации структуры учебного материала, улучшения планирования учебного процесса, управления познавательной деятельностью и учебно-воспитательным процессом, диагностики, прогнозирования, проектирования обучения.

Моделирование - сложный и противоречивый метод. По существу он служит трем полезным целям: эвристической - для классификации, обозначения, нахождения новых законов, построения новых теорий и интерпретации полученных данных; вычислительной - для решения вычислительных проблем с помощью моделей; экспериментальной - для решения проблемы эмпирической проверки (верификации) гипотезы с помощью оперирования с теми или иными моделями.

Методы психологии целесообразно разделить на две группы:

  • познавательные (исследовательские) методы;
  • методы активного воздействия на людей.

Рассмотрим первую группу методов. Процесс психологического исследования состоит из ряда этапов: подготовки, сбора, обработки, интерпретации фактических данных и формулирование выводов.

На подготовительном этапе изучают состояние исследуемой проблемы, проводят предварительные наблюдения, беседы, анкетирование, определяют цель и задачи исследования. Важным элементом этого этапа становится гипотеза - представление о ожидаемый результат исследования.

Все исходные моменты вызывают планирования исследования, выбор контингента и количество испытуемых, места и времени проведения опытов, техническое оснащение, получение предварительных экспериментальных данных, формы протоколов, план количественной (статистической) и качественной обработки и интерпретации данных.

На этапе сбор фактических данных используют эмпирические методы (эксперимент, наблюдение, тестирование, беседы и т.д.). Экспериментальные данные фиксируют в протоколе, что должно быть достаточно полным и целеустремленным, включая регистрацию всех необходимых параметров экспериментальной ситуации и психических свойств.

Этап обработки данных предусматривает количественный и качественный анализ и синтез зафиксированных данных.

На последнем этапе исследования осуществляют интерпретацию данных и формулировка выводов, устанавливают их соответствие или несоответствие исходной гипотезе, обнаруживают новые вопросы и проблемы, на основе которых формируют программу исследования.

Согласно этапов психологического исследования, целесообразно различать четыре группы методов:

  • организационные;
  • эмпирические;
  • методы обработки данных;
  • интерпретационные методы.

К организационных методов относятся: сравнительный метод, который реализуется сопоставлением групп испытуемых, которые отличаются по возрасту, роду деятельности и т.п.; лонгітюдний метод, который оказывается в многократных обследованиях тех же лиц в течение длительного времени; комплексный метод, когда тот же объект изучают различными средствами представители различных наук, что дает возможность всесторонне характеризовать личность.

К группе эмпирических методов входят: наблюдения и самонаблюдения; экспериментальные методы; психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, референтометрія, интервью, беседа); анализ продуктов деятельности; биографический метод; трудовой метод.

Методы обработки данных - это количественные и качественные методы. К количественным методам относятся, например, определение средних величин и меры рассеяния, коэффициентов корреляции, факторный анализ, построение графиков, гистограмм, схем, таблиц, матриц и т.д. Качественный метод предусматривает анализ и синтез полученных данных, их систематизация и сравнение с результатами других исследований.

К интерпретационных методов принадлежат генетический метод анализа психологических данных в процессе развития - с выделением стадий, критических моментов, противоречий и т.д., а также структурный, системный метод, который предусматривает установление связей между всеми психическими качествами индивида. Последний заключается в реализации личностного подхода, когда все психические свойства рассматриваются в целостной системе.

Рассмотрим эмпирические методы получения фактических данных о психике.

Метод наблюдения заключается в том, что экспериментатор собирает информацию, не вмешиваясь в ситуацию. Существует принципиальное отличие научного наблюдения от жизненного, которое ограничивается регистрацией фактов и имеет случайный, неорганизованный характер. В противовес ему, научное наблюдение базируется на определенном плане, программе, фиксации фактов и особенностей ситуации, на анализе и интерпретации. Для научного наблюдения характерные переход от описания фактов к объяснению их сути, формирование психологической характеристики личности.

Если мы изучаем явление без изменения условий, при которых оно осуществляется, то речь идет о простом объективное наблюдение. Наблюдения разделяют по разным признакам (рис. 6.1). Различают прямое і косвенное наблюдения. Примером прямого наблюдения может быть изучение реакции человека на раздражитель или наблюдения за поведением детей в группе, если мы изучаем типы контактов. Прямые наблюдения разделяют также на активные (научные) и пассивные или обычные (жизненные). Многократно повторяясь, жизненные наблюдения аккумулируются в пословицах, поговорках, метафорах и в связи с этим представляют определенный интерес для культурологического и психологического изучения. Научное наблюдение предполагает вполне определенную цель, задачи, условия наблюдения. Однако если мы попытаемся изменить условия или обстоятельства, при которых осуществляется наблюдение, то это уже будет эксперимент.

Рис. 6.1. Виды наблюдения.

Косвенное наблюдение применяется в ситуациях, когда мы хотим с помощью объективных методов изучить психические процессы, не поддающиеся прямому наблюдению. Например, установить степень утомляемости или напряженности во время выполнения человеком определенной работы. Исследователь может воспользоваться методами регистрации физиологических процессов (электроэнцефалограммы, електроміограми, кожно-гальваническая реакция и т.д.), которые сами не раскрывают особенностей протекания психической деятельности, но могут отражать общие физиологические условия, характеризующие протекания процессов, которые изучаются.

В исследовательской практике объективные наблюдения различают также по ряду других признаков.

По характеру контакта - непосредственное наблюдение, когда наблюдатель и объект наблюдения находятся в непосредственном контакте и взаимодействии, и опосредованное когда исследователь знакомится с наблюдаемыми субъектами косвенно, с помощью специально организованных документов - анкет, биографий, аудио - или видеозаписей и т.д.

По условиям осуществления наблюдения - полевое наблюдение, которое происходит в условиях повседневной жизни, учебы или работы, и лабораторное, когда за субъектом или группой наблюдают в искусственных, специально созданных условиях.

По характеру взаимодействия с объектом различают включено наблюдения, когда исследователь становится членом группы, и его присутствие и поведение становятся частью наблюдаемой ситуации, и невключене (со стороны), то есть без взаимодействия и установления каких-либо контактов с лицом или группой, которую изучают.

Различают также открытое наблюдения, когда исследователь открывает наблюдаемым свою роль (недостатком этого способа является снижение естественного поведения наблюдаемых субъектов), и скрытое (инкогнито), когда о присутствии наблюдателя группе или индивиду не сообщают.

По благоустройству во времени различают наблюдения сплошные, когда ход событий фиксируется постоянно, и выборочные, когда исследователь фиксирует процессы, которые наблюдает, только в определенные промежутки времени.

По благоустройству в проведении различают наблюдения структурированные, когда происходящие события фиксируются в соответствии с ранее разработанной схемы наблюдения, и произвольные (неструктурированные), когда исследователь свободно описывает происходящие события так, как он считает целесообразным. Такое наблюдение обычно проводят на пілотажній (ориентировочная) стадии исследования, когда нужно сформировать общее представление об объекте исследования и возможные закономерности его функционирования.

По характеру фиксации различают констатуюче наблюдения, когда наблюдатель фиксирует факты так, как они есть, наблюдая их непосредственно или получая от свидетелей происшествия, и оценочное, когда наблюдатель не только фиксирует, но и оценивает факты относительно степени их выраженности по заданному критерию (например, оценивает степень выраженности эмоциональных состояний и т.п.).

Ошибки наблюдения. Объективные методы наблюдения разрабатывали для получения достоверного научного знания. Однако проводит наблюдение человек, и поэтому субъективный фактор всегда присутствует в ее наблюдении. В психологии больше, чем в других дисциплинах, наблюдатель рискует через свои ошибки (например, ограничений восприятия) не заметить некоторых важных фактов, не принять во внимание полезных данных, исказить факты вследствие своих предвзятых представлений и т.д. Поэтому необходимо принимать во внимание «подводные камни», связано с методом наблюдения.

ОШИБКИ наблюдения появляются через такие причины:

  • гала-эффект (эффект ореола);
  • влияние усреднения;
  • логические ошибки (подмену аргументов);
  • ошибки контраста;
  • ошибки, связанные с предубеждениями и стереотипами (этническими, профессиональными);
  • ошибки некомпетентности наблюдателя.

Чаще всего ошибки наблюдения возникают через склонность к гала-эффекта (или эффекта ореола), который базируется на обобщении единичных впечатлений наблюдателя, исходя из того, нравится или не нравится ему наблюдаемый, его действия или поведение. Такой подход предопределяет некорректное обобщение, оценку в «черно-белых тонах», преувеличение или уменьшение выраженности наблюдаемых фактов.

Ошибки усреднения случаются, когда наблюдатель по тем или иным причинам чувствует себя неуверенно. Тогда проявляется тенденция усреднять оценки наблюдаемых процессов, поскольку известно, что крайности встречаются реже, чем свойства средней интенсивности.

Логические ошибки оказываются, когда, например, делают вывод о интеллект человека по его красноречием, или о том, что любезная человек одновременно добродушная; эту ошибку построено на предположении тесной связи между поведением человека и его личными качествами, что отнюдь не всегда соответствует истине.

Ошибки контраста может обусловить склонность наблюдателя подчеркивать противоположные себе черты в наблюдаемых индивидов.

Случаются также ошибки, связанные с предубеждениями, этническими и профессиональными стереотипами, ошибки некомпетентности наблюдателя, когда описание факта подменяет мнение наблюдателя о нем.

Чтобы повысить достоверность наблюдения и избежать ошибок, необходимо строго соблюдать факта, фиксировать конкретные действия и не поддаваться искушению делать выводы о сложные процессы на основании первых впечатлений. В исследовательской практике для повышения объективности наблюдения нередко обращаются в нескольких наблюдателей, которые делают независимые записи.

В научной психологии используют также метод самонаблюдение, который возникает как средство изучения, анализа и синтеза собственных поступков и действий, сравнение своих мыслей с мыслями других людей. В процессе самонаблюдения человек опирается на рефлексию, то есть на размышления и переживания относительно собственных психических состояний и качеств личности. Однако при этом следует учитывать склонность человека к субъективизму и дополнительно применять другие методы.

Главным методом психологического познания считают эксперимент. Исследователь активно вмешивается в деятельность и поведение подопытного для создания необходимых условий, при которых оказываются те или иные психологические факты, явления, качества. В экспериментальном исследовании должен быть обязательный контроль за условиями протекания эксперимента, по раздражителями, что действуют на человека, за ее реакциями на них. Для установления общих закономерностей развития и функционирования психики к эксперимента привлекают большое количество подопытных. Практикуется и эксперимент с одним лицом.

В зависимости от уровня вмешательство исследователя в течение психических явлений эксперимент может быть констатуючим, когда изучают имеющиеся психические особенности без внешнего вмешательства, и формирующий, когда психические свойства личности изучают в процессе «искусственного» целенаправленного развития с использованием средств обучения и воспитания человека.

По схеме констатуючого эксперимента можно также изучать природу психических свойств в процессе их развития, для чего применяют так называемые поперечные и продольные срезы. При поперечном срезе одновременно сравнивают психические свойства нескольких групп испытуемых, которые отличаются по возрасту, чтобы раскрыть динамику возрастного развития исследуемой психического свойства. Однако при таком подходе остаются вне поля зрения индивидуальные особенности развития психики.

При продольном срезе прослеживаются изменения в психических свойствах определенных людей в течение длительного времени (месяцы и годы). Это помогает изучать развитие личности в ее целостности.

За наличием оснащение психологический эксперимент может быть лабораторным и естественным. В лабораторном эксперименте используется специальная аппаратура, например, тахістоскоп - для обследования объема внимания - или компьютер - для тестирования. Действия подопытного регламентирован инструкцией. Природном эксперимента присущие обычные условия, когда испытуемый не догадывается о собственной участие в опытах, а экспериментальные условия ограничиваются замаскированным включением действий исследователя или его ассистента в совместную с подопытным поведение (скажем, в игру детей в детсаду).

Значительное распространение получили тесты, которые используют для определения свойств личности, измерение уровня развития по сравнению со стандартом. Тест состоит из заданий или вопросов, которые отбираются по критериям валидности (соответствия психической качества, которая оказывается с его помощью), надежности (устойчивости результатов измерения), стандартизованості (налаженности в процессе проверки на большом количестве испытуемых с определением достаточного уровня чувствительности) и т.д. Иногда тест для своего создания и апробирования требует много лет. С помощью тестов - а их уже насчитывается несколько тысяч - психологи имеют возможность проверять способности, навыки, умения, черты характера и другие качества личности с целью отбора, контроля, прогноза, обучения и т.д.

Применение анкет (вопросников) помогает собирать фактический материал, касающийся характера, содержания и направленности мнений, оценок, настроений людей. Недостатком этого метода является определенный субъективизм, невозможность контролировать искренность респондентов (тех, кто отвечает на вопросы анкеты). Для повышения уровня вероятности результатов опроса целесообразно дополнительно применять другие методы.

Соціометричний и референтометричний методы обеспечивают изучение отношений между членами групп, выявляют их структуру (лидеров, аутсайдеров и т.д.) на основе относительно простой процедуры выбора одними членами группы других по параметрам симпатии-антипатии, референтности (относительно определенных ценностей).

Интервью и беседа как методы получения информации о личности, ее взгляды, самооценку, ценностные установки, психические свойства опираются на предварительно разработанную программу, гибкую стратегию формирования вопросов в зависимости от ожидаемых и полученных ответов. Они требуют значительной подготовки интервьюера, определенного мастерства, в частности способности вызывать доверие к себе, настроить человека на откровенность.

Анализ продуктов деятельности как метод исследования возможен при наличии объективных (материальных или материализованных) последствий деятельности человека, таких как архивные материалы, черновики записи, дневники, чертежи, варианты эскизов и рисунков. Их анализ дает основания ретроспективно воспроизводить закономерности психической деятельности личности, ее психические свойства. Примером применения этого метода является изучение психологом Б.М. Кедровым научного архива Д.И. Менделеева времен создания ним периодической системы химических элементов и построение на этой основе психологической теории научного открытия.

Для биографического метода характерные использования материалов, касающихся особенностей жизни человека, его развития как личности, анализ важных событий в ее детстве, юношестве, учебе и трудовой деятельности, в результате чего реконструируют характерные черты личности.

Трудовой метод предусматривает включение исследователя в конкретную деятельность (профессиональную, общественную и т.п.), овладения технологией, вхождение в соответствующую роль с целью изучения будто изнутри ее закономерностей. Эффективность трудового метода зависит от способности исследователя к переобучению, перевоплощения, определенного артистизма, рефлексии, объективной фиксации исследовательских данных и т.д.

Методы активного воздействия на личность. Современной научной психологии присущи не только большие методические возможности в познании закономерностей психики, но и способность при необходимости активно влиять на психические свойства личности. Потребность в этом возникает, когда человек попадает в психотравмирующее ситуации - в результате межличностных конфликтов, стихийного бедствия или техногенной катастрофы и т.п. В этих случаях применяют методы активного психологического воздействия на человека с целью улучшения ее состояния, преодоления негативных последствий для психики. Эти методы можно применять только профессионально подготовленный психолог.

Назовем некоторые из этих методов.

Психологическую консультацию проводят с целью оказания психологической помощи человеку. Во время специально организованного общения может быть актуализирован дополнительные психологические возможности выхода человека из трудной жизненной ситуации. Психологическую консультацию строят по определенному плану, который предусматривает выявление причин возникновения проблемы, путей и приемов ее решения и способности этого человека.

Психологическая коррекция предусматривает преодоление определенных отклонений в поведении и деятельности человека средствами изучения индивидуальных особенностей личности, их соответствия требованиям окружающей социальной и природной среды, выявления и преодоления существующих противоречий, формирование новых целей, ценностей, мотиваций поведения, разработки программы изменения образа жизни, преобразования в процессе самопознания и самовоспитания, развития способности к саморегуляции и т.д.

Психологический тренинг (упражнения, деловые игры) применяют для развития способностей, например внимания, памяти, мышления, воображения и т. д. В частности, социально-психологический тренинг направлен на развитие коммуникативных, перцептивных, інтеракційних способностей, что улучшает способность человека к общению, обеспечивает ее личностный рост. Этот тренинг выполняют по определенному сценарию в так называемых группах дискуссий, Т-группах и т.п.

Психологическая терапия и реабилитация - это система специальных психологических методов оздоровительного влияния на человека для нормализации ее психического состояния - во время пребывания в тяжелом стрессе, при психогеніях (непатологічних состояниях психики). В процессе психологической терапии и реабилитации широко применяют технику гипноза, аутогенной тренировки, арттерапию (оздоровление искусством), терапии творческим самовыражением, трудотерапію и т.д.

За последнее время арсенал методов психологического воздействия значительно расширился, чему способствовали, прежде всего, избирательные, парламентские и президентские кампании в бывших республиках СССР, особенно в России и Украине, а также психологические войны, терроризм, военные конфликты и т.д.

К методов активного психологического воздействия нужно добавить следующие группы:

  • методы регулирования;
  • методы формирования и направления поведения и деятельности;
  • методы психологического обеспечения (психологической подготовки, психического здоровья и т.п.).

В настоящее время в трудах некоторых психологов наряду с понятием метода появилось понятие технологии психологического воздействия (М.Й.Варій).

Литература

1. Вари М.Й. Политико-психологические предвыборные и избирательные технологии. - К.: Эльга, Ника-Центр, 2003.

2. Общая психология: Учеб. пособ. / О.В.Скрипченко, Л.В.Долинська, З.В. Огороднийчук и др. - К.: А.Г.Н., 2002.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М. Политиздат, 1975.

4. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984.

5. Максименко В.Д. Развитие психики в онтогенезе: В 2 т. - К.: Форум, 2002.

6. Психология XXI века: Учеб. для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: ПЕР СЭ, 2003.

7. Психология деятельности и учебный менеджмент: Навч.-метод. пособ. для самост. вивч. дисциплины / За заг. ред. В.А. Козакова. - К.: КНЕУ, 2003.

8. Психология / Под ред. Г.С. Костюка. - К.: Сов. школа, 1968.

9. Психология: Учебник / Под ред. Ю.Л. Трофимова. - 3-тэ издание, стереотипное. - К.: Лыбидь, 2001.

10. Рыбалка В.В. Методологические вопросы научной психологии: Опыт личностно центрированной систематизации категоріально-понятийного аппарата: Учебно-методическое пособие. - К.: Ника-Центр, 2003.

Математические методы в психологии используются как средство повышения надежности, объективности, точности получаемых данных. Эти методы становятся необходимыми, когда исследователь работает одновременно с несколькими переменными, с набором гипотез, с большим эмпирическим материалом.

К методам обработки данных относят и качественный анализ. Качественный анализ (дифференциация материала по типам, группам, вариантам) позволяет создавать классификации, типологии и т.п. Одним из обрабатывающих способов качественного анализа является психологическая казуистика – описание случаев, как наиболее типичных для данной популяции.

Генетический метод интерпретирует весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии процесса становления психических функций, свойств личности. С его помощью можно исследовать происхождение и развитие у ребенка тех или иных психических процессов, изучить, какие этапы в него включены, какие факторы на него влияют. Генетический метод включает в себя метод поперечных срезов и метод продольных срезов (лонгитюдный), применяется в возрастной и генетической психологии. Лонгитюдный метод предполагает многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении многих лет. Метод поперечных срезов осуществляется при прослеживании и сравнении того. Как выполняются одни и те же задачи на последовательных ступенях развития ребенка.

Структурный метод интерпретирует весь обработанный материал исследования в характеристиках систем и типов связей между ними, образующих личность, социальную группу и т.д.

Теоретические методы психологического исследования : а) дедуктивный – восхождение от общего к частному, от абстрактного к конкретному; результатом становится теория, закон; б) индуктивный – обобщение фактов, восхождение от частного к общему; результатом становится гипотеза, закономерность, классификация, систематизация; в) моделирование - умозаключение от частного к частному, когда в качестве аналога более сложного объекта берется более простой и доступный для исследования; результатом становится модель объекта, процесса, состояния.

Метод моделирования . Моделирование применяется тогда, когда изучение исследуемого явления с помощью наблюдения, эксперимента, опроса затруднено в силу его сложности и недоступности, или по моральным соображениям. Такими объектами, например, являются Вселенная, Солнечная система, человек как объект психофармакологических исследований. Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими. В медицине и психологии модели могут быть биологическими – крысы, обезьяны, кролики. Модель является аналогом изучаемого объекта.

просмотров