Лучшие микрофоны для подкаста xlr. Запись голоса в домашних условиях. Полный гид. Средний ценовой сегмент

Лучшие микрофоны для подкаста xlr. Запись голоса в домашних условиях. Полный гид. Средний ценовой сегмент

За последние несколько лет значительно возросла популярность видеоблогинга. Аудитория YouTube насчитывает миллиард человек - это треть всех интернет-пользователей. Ежедневно они «насматривают» 500 миллионов часов видео.

Подкастинг - еще одна форма создания контента, которая активно развивается. Как минимум 67 миллионов американцев слушают подкасты раз в месяц. Это движение набирает обороты и в России. Например, в iTunes можно найти такие проекты, как образовательный подкаст «Хочу все знать», а также аудиоверсию шоу на радио «Маяк» с Сергеем Стиллавиным и Рустамом Вахидовым.

Что касается стриминговых сервисов, то согласно статистике Twitch, платформу посещают 15 миллионов пользователей ежедневно. При этом в месяц появляется 2,2 миллиона уникальных создателей контента. Однако не все они (как и подкастеры, и видеоблогеры) приобретают большую популярность и набирают огромное количество просмотров.

Причины неудач – разные. Однако одна из ключевых – отсутствие должного внимания к аудиосоставляющей проекта (видеоблога, стрима или подкаста). Мало кому захочется смотреть и слушать передачу с «зашумленным» или, наоборот, приглушенным звуком словно вы ведете трансляцию из-под подушки.

Дэн Бенджамин (Dan Benjamin), создатель хостинга для подкастов Fireside, отмечает , что от качества звука зависит все. Если у вас хороший контент, но зрители не понимают, что вы говорите, или у них в ушах белый шум, не стоит ждать, что ваше творчество будут рекомендовать друзьям. Хороший микрофон и обработка звука - одна из основ для привлечения новой аудитории и удержания внимания преданных слушателей или зрителей вашего проекта.

Конечно, нельзя оценить все микрофоны. Особенно если вы только пробуете себя в роли видеоблогера, подкастера или стримера. Поэтому в нашем сегодняшнем материале мы решили помочь начинающим content creator"ам и представить популярные микрофоны, которые рекомендуют «старожилы» индустрии подкастинга, стриминга и участники платформ Reddit, IGM и Quora.


/ Flickr / zhezhe2010 /

Начнем наш обзор микрофонов с разговора о типах и видах интерфейсов. В дальнейшем это позволит сделать выбор в пользу того или иного устройства.

Динамические или конденсаторные

Поскольку это материал для начинающих, будем считать, что микрофоны делят на две группы: динамические и конденсаторные. Первые лучше подавляют шум вокруг и менее восприимчивы к вибрациям стола/стойки. Однако при их использовании может показаться, что записанный звук слегка приглушен. Для работы динамического микрофона не требуется дополнительный источник питания, поэтому устройства этого типа подойдут новичкам, которым пока трудно разбираться в особенностях подключения дополнительной аппаратуры.

Конденсаторные микрофоны более восприимчивы к шумам и эху, поэтому чаще «захватывают» окружающие звуки, которые вы не хотели записывать. Но если работать в специальной «мягкой» комнате (комнате с акустическим поролоном или просто заполненной большим количеством мягкой мебели), то звучание конденсаторного микрофона будет «чище», чем у динамического. Количество отражений звуковых волн уменьшится, эхо пропадет.

Также конденсаторным устройствам необходим внешний источник питания. У некоторых моделей есть собственный БП, однако большинство работает от фантомного питания. Выбирать этот тип микрофонов следует в том случае, если вы уже приобрели внешнюю звуковую карту или усилитель с XLR-входом для микрофона или планируете это сделать. Стоит заметить, что сегодня достаточно быстро набирают популярность - их можно подключить напрямую к вашему ПК (или даже к iPhone или iPad).


USB или XLR

USB-микрофоны подключаются напрямую к компьютеру. Пользователям при этом не нужно докупать специализированное оборудование (например, отдельные звуковые карты).

Системы XLR – «блочные». Микрофон можно подключить к звуковой карте, усилителю, различным пультам аудиообработки и управлять блоками и эффектами с помощью физических контроллеров. Такие системы предполагают более высокую суммарную стоимость.

Если вы только начинаете создавать аудио/видеоконтент, то вам хватит USB-микрофона - они дешевле, чем связка оборудования XLR-микрофон плюс звуковая карта, и проще настраиваются. Но если есть желание получить возможность более тонкой настройки звука и записывать сразу с нескольких микрофонов (двух, трех или четырех гостей/ведущих вашего проекта), то лучше обратить свой взор на XLR-решения.

Обзор микрофонов

Мы распределили микрофоны на две группы по интерфейсам подключения: USB и XLR. В каждой группе все устройства отсортированы по возрастанию цены, а стоимость представленных моделей не превышает 20 тысяч рублей.

USB-микрофоны

Blue Snowball (USB, конденсаторный)

Часто занимает первые места в топах микрофонов как устройство для начинающих создателей контента. Его используют геймеры, интервьюеры, музыканты и вокалисты.

Имеет несколько режимов работы: может захватывать звук, идущий как спереди (кардиоида), так и со всех направлений (всенаправленный). Более дешевая версия этого микрофона - Snowball iCE - работатет только в одном режиме (кардиоида).

По словам Майкла Ларсена (Michael Larsen), подкастера и резидента Quora, оба микрофона «пишут» одного человека без артефактов и лишних шумов. Однако при использовании всенаправленного режима старшей версии ваш голос, записанный спереди микрофона, скорее всего будет отличаться от «захваченного» с задней стороны устройства.

В комплекте от производителя идет складная тренога, на которую крепится микрофон. Не требует установки драйверов.



Микрофон

Этот микрофон для записи подкастов и музыки в домашних условиях. Подключается к компьютеру напрямую. Корпус микрофона противоударный и сделан из металла, что защищает электронику от случайных повреждений.

Вместе с C-1U вы получаете бесплатное ПО, софт для записи подкастов и сто пятьдесят плагинов. В коробке с микрофоном лежит USB-кабель и поворотный шарнир для крепления к стойке. Сама стойка не прилагается.

Blue Yeti (USB, конденсаторный)

Blue Yeti частый выбор стримеров и подкастеров. Он занимает первые места во многих топах. Имеет четыре режима записи: стерео, кардиоида, всенаправленный или двунаправленный. Это дает возможность подстраивать звук в разных условиях.

Микрофон идет со встроенным усилителем для наушников, контроллером управления громкостью наушников, переключателем режима захвата звука и кнопкой mute.

Пользователи отмечают, что вместе с Blue Yeti стоит использовать поп-фильтр (или нужно работать в «мягкой» комнате). Микрофон улавливает большое количество отраженных звуков, что очень заметно на итоговой записи. С подставкой, идущей в комплекте, бывает сложно подстроить микрофон под себя, а другие стойки не всегда выдерживают его относительно большой вес (550 грамм).

Микрофон имеет три пресета - для записи вокала, музыкальных инструментов и общий режим. К Shure MOTIV автоматически применяется эквалайзер, компрессор или лимитер. На корпусе есть 3,5-миллиметровый выход для наушников, с их помощью вы сможете мониторить ход записи.

В комплекте производитель поставляет алюминиевую подставку, адаптер для установки на другие стойки и два кабеля: Micro-B-to-USB и Micro-B-to-Lightning.



Микрофон

Микрофон совместим с операционными системами Windows и Mac, не требует дополнительной настройки, поэтому популярен среди подкастеров. Особенно начинающих.

У Audio-Technica AT2020USB разъем для подключения наушников для мониторинга с регулятором громкости. В коробке с микрофоном лежат держатель для крепления к стойке, небольшая тренога и USB-кабель.



Микрофон

Rode Podcaster (USB, динамический)

Это брат XLR-микрофона Rode Procaster, но подключается по USB. «Устойчив» к окружающим шумам и улавливает только ваш голос. Один из резидентов Reddit говорит, что микрофон не «слышит» шум с лестничной клетки, на которой идет ремонт и ходят рабочие.

На Reddit также отмечают, что это достойный микрофон для стриминга и отличная замена Rode Procaster, если вы не хотите тратиться на аудиоинтерфейс.

XLR-микрофоны

Rode NT1-A (XLR, конденсаторный)

Его используют профессиональные подкастеры и музыканты. Также он частый «гость» ТВ-студий и завоевал награду Editors Choice Award на Electronic Musician 2004.

По мнению основателя блога MakeBeats101 и музыканта Карло (Carlo), этот микрофон - выбор многих студийных инженеров. Сам Карло всегда использует его для записи акустических гитар. Rode NT1-A выдает самый низкий уровень статического шума при записи среди всех моделей линейки Rode.

Одно из главных достоинств Rode NT1-A - наполнение коробки. Вместе с микрофоном вы получаете крепление, поп-фильтр, XLR-кабель и мягкий чехол. Это позволит сэкономить деньги на аксессуарах, что очень кстати для начинающего создателя контента.

Из недостатков можно отметить то, как он «работает» с высокими голосами - они начинают звучать очень тонко. Пользователи также отмечают, что NT1-A оказывает подобный эффект и на басовитый голос или баритон.

Rode Procaster (XLR, динамический)

Это динамический микрофон, поэтому не требует фантомного питания. Звукорежиссер Гари Хибнер (Gary Hiebner) говорит, что микрофон обладает низкой чувствительностью и поэтому не захватывает много окружающих звуков. Гари даже пробовал делать запись во время сильной грозы на улице, и Rode Procaster показал чистый звук с небольшими «примесями» шума дождя.

Бонусом является встроенный поп-фильтр. В отличие от внешних фильтров, он не мешает читать скрипт с листа. Недостаток - микрофону нужна стойка, которая выдержит его вес (почти 700 грамм).

Audio-Technica BP40 (XLR, динамический)

Этот микрофон дороже двадцати тысяч, но он часто упоминается в подборках гаджетов для подкастеров. Продюсер и инженер Джефф Стендфилд (Geoff Stanfield) отмечает, что BP40 подавляет помехи, идущие от сети, а это исключает статический шум при записи.

Устройство не приглушает голос и улавливает его, даже если говорить не прямо в микрофон, а чуть в сторону. Однако есть мнение, что микрофон делает голос слишком четким с ярко выраженной артикуляцией. Это может не понравится людям, предпочитающим более спокойное звучание без резких моментов в речи.

В комплекте с микрофоном идет держатель для крепления к стойке и чехол.


Микрофоны для видеосъёмок

На рынке можно встретить микрофоны, разъёмом для подключения которых является обыкновенный 3,5-миллиметровый джек (или разъем mini-XLR). Эти устройства подключаются к видеокамерам, чтобы не использовать их стандартный микрофон. Встроенные микрофоны камер не всегда рассчитаны на подавление внешних и внутренних шумов (механических), потому записанный с их помощью звук зачастую оставляет желать лучшего.

Схема подключения таких микрофонов иногда может содержать различные приемники, подключаемые к звуковым картам и другим аудиоинтерфейсам.

Плюсом здесь является компактность и небольшой вес микрофонов (для некоторых моделей всего 6 грамм). Они не бросаются в глаза на видео. Однако есть и минусы: хотя сами микрофоны стоят не очень дорого, придется потратиться на остальное оборудование. Поэтому рекомендовать этот вариант можно тем, кто уже приобрел видеокамеру с возможностью подключения внешних микрофонов или планирует это сделать.



Микрофон

Это петличный всенаправленный микрофон. Дизайн устройства делает его практически незаметным на одежде, поэтому он не отвлекает и не нервирует спикера. У этого устройства двойной монофонический штекер типа 1/8” TRS mini-Jack, поэтому микрофон позволяет писать стереозвук. Эта модель часто попадает в топы лучших петличных микрофонов.

Длина кабеля микрофона составляет 6 метров. В комплекте поставляется зажимная клипса для галстука, ветрозащита и плоская батарейка. Однако эта батарейка является недостатком устройства - микрофон не имеет индикации заряда батареи, поэтому может отключиться в самый неподходящий момент.

Rode smartLav+ (3,5 мм, конденсаторный)

Всенаправленный микрофон, в комплекте с которым поставляется поп-фильтр и приложение для смартфона от Rode. Оно помогает настроить микрофон и предоставляет систему звукозаписи с пресетами. Это может быть полезно, если вы планируете использовать свой телефон в качестве диктофона. Из других бонусов - чехол для хранения.

Из недостатков устройства некоторые обзорщики выделяют тот факт, что микрофон хорошо улавливает голос только того человека, на которого надет. Все остальные звуки оказываются приглушенными, что может создать определенные неудобства при записи диалогов.

Всенаправленный петличный микрофон с зажимом-клипсой легко крепится к одежде. Подходит для записи вокала.

Длина провода, однако, всего 1,6 метра. В некоторых ситуациях это может создать определённые неудобства при сьемке. Такой микрофон рекомендуется подключать к передатчику радиосистемы.

Микрофон поставляется с металлической ветрозащитой.

Конденсаторный петличный микрофон с режимом записи - кардиоида. Он подходит для записи в зашумленных местах, вроде лекционных аудиторий или публичных мероприятий.

В комплекте также поставляется ветрозащита. Зажим для крепления металлический, он гасит вибрации и плотно крепится к одежде.

Это лишь небольшая часть решений, которые позволяют записывать качественный звук для подкастов и видео. Надеемся, новичкам в деле подкастинга и видеоблогинга наш обзор поможет сориентироваться в том, на какие девайсы стоит обратить внимание в первую очередь. А мы в своих материалах продолжим рассказывать обо всем, что связано с миром аудио.

Появившийся сравнительно недавно класс конденсаторных USB микрофонов успел завоевать широкую популярность в мире, позволяя в домашних условиях получить качество звука, сравнимое со студийным. Подобные устройства активно используются как музыкантами, певцами или рэперами, так и подкастерами, дикторами и ведущими. Подробнее ознакомиться с технической стороной вопроса вы можете в нашей предыдущей статье « », сегодня же мы поговорим о лучших представителях различных ценовых сегментов.

Бюджетные

Nady USB-1C

Простой и доступный конденсаторный микрофон, выпускаемый американской компанией Nady Systems, прославившейся в свое время тем, что их продукты активно использовал Мик Джагер. Устройство идеально подходит для начинающих певцов и подкастеров, предлагая неплохое качество записи за разумные деньги. В конструкции используется ЦАП AKM AK5371, поддерживающий разрешение 16 бит 44/48 кГц. Органы управления, возможность аппаратного мониторинга и подставка отсутствуют, а в комплекте прилагается только 3-метровый USB кабель. Вопрос размещения решается приобретением дополнительной напольной или настольной стойки, а мониторинг можно организовать и программно, правда, с некоторой задержкой в районе 0,5 сек. Стоимость USB-1C составляет 7000 рублей.

Samson Meteor

Одна из самых популярных бюджетных моделей, созданная компанией Samson, известной в первую очередь тем, что именно она разработала и запустила в широкую продажу первый в мире USB микрофон C01U Pro. Meteor выполнен в привлекательном ретро-стиле, имеет конструкцию с удобными складными ножками, позволяющими легко разместить его на столе, и имеет ряд полезных функций. В комплекте USB-кабель и мешочек для переноски.

Аппарат позволяет производить запись с качеством 16 бит 44/48 кГц, совместим как с PC или MAC, так и с iPad, и не требует установки каких-либо драйверов, автоматически определяясь в системе, как внешний аудиоинтерфейс. Предусмотрен выход на наушники с регулировкой громкости, помогающий организовать прямой мониторинг без задержки, кнопка Mute и индикатор перегрузки. Как и продукт Nady, Samson отлично подойдет для начинающих, не претендуя на решение серьезных студийных задач. Приобрести микрофон можно за 6 - 7000 рублей.

CAD U39

Замыкает наш обзор недорогих моделей продукт американской компании CAD Audio, уже более 85 лет производящей высококачественные микрофоны. U39 позволит вам за небольшие деньги получить полноценное устройство для записи голоса, вокала или инструментов, просто подключаемое к USB-интерфейсу. Битрейт и частота семплирования у аппарата все те же 16 бит 44/48 кГц, а вот возможностей чуть шире. Помимо аппаратного мониторинга с регулировкой громкости, реализованного при помощи фирменного чипа TrakMix, микрофон снабжен обрезным фильтром низких частот, индикатором перегрузки и кнопкой включения. В комплекте идет удобная настольная тренога, держатель для установки на стойку и длинный трехметровый USB-кабель. Цена CAD U39 в России 8500 рублей.

Средний ценовой сегмент

Audio-Technica AT2020USBi

Последняя модификация популярного конденсаторного микрофона AT2020, производимая всемирно известной японской компанией Audio-Technica. Оригинальная модель выпускается уже много лет, но с повышением спроса на компьютерную запись, разработчики создали также ее USB-версию. AT2020USBi, впервые представленный на выставке Prolight + Sound 2015, отличается от предшествующих AT2020USB и AT2020USB+ поддержкой работы с устройствами Apple, и что не менее важно, более высоким разрешением, увеличившимся до 24 бит/96 кГц.

В конструкции предусмотрен выход на наушники для осуществления прямого мониторинга, регулятор чувствительности и индикатор перегрузки. Комплектуется устройство настольной стойкой с изменяемым углом наклона и парой кабелей: USB для подключения к ПК и Lightning для iOS-гаджетов. При своей средней стоимости 15 000 рублей, AT2020USBi весьма достойный аппарат для осуществления качественной звукозаписи.

RODE NT-USB

Австралийская компания RODE является одним из лидеров в производстве конденсаторных микрофонов и имеет широкий ассортимент продуктов для решения любых задач. Есть среди них и модель со встроенным ЦАПом, предназначенная для записи звука напрямую в компьютер. NT-USB уверенно претендует на лучшее соотношение цена/качество в своем ценовом сегменте, предлагая отличную звукопередачу и широкие возможности.

Устройство совместимо с PC, MAC или iOS и поддерживает разрядность 16 бит и частоту 44/48 кГц. Для удобства работы предусмотрен выход для наушников, индикатор перегрузки и два регулятора, один из которых отвечает за громкость поступающего с капсюля звука, а второй позволяет выставить микс между аппаратным и программным мониторингом. В комплекте, помимо настольной стойки, предусмотрен закрепляемый на корпусе поп-фильтр и USB-кабель длиной целых 6 метров. Цена NT-USB 14 - 15 000 рублей.

Aphex Microphone X

Последним в среднеценовом сегменте хотелось бы отметить интересный продукт компании Aphex, разработавшей в свое время легендарный Aural Exciter. Основным отличием, выделяющим Microphone X среди конкурентов, является наличие на борту секции аналоговой обработки, состоящей из оптического компрессора, позволяющего выровнять динамику, фирменного эксайтера, предназначенного для добавления яркости звучанию и процессора Big Bottom, корректирующего низкочастотную составляющую сигнала.

Кроме этого, для организации прямого мониторинга присутствует усилитель для наушников с собственным регулятором громкости и потенциометр, корректирующий чувствительность микрофона. Встроенный преобразователь поддерживает разрешение до 24 бит, 96 кГц, доступно подключение к PC или MAC. В комплекте имеется настольный трипод с регулируемой высотой, держатель для стойки и кабель USB. Для любителей экспериментов Microphone X, определенно, будет одним из лучших вариантов. Стоимость микрофона на сегодняшний день составляет 14 000 рублей.

Дорогие модели

Blue Yeti Pro

Топовый USB микрофон американской компании Blue Microphones стал первым в мире устройством подобного класса, способным записывать звук с частотой 192 кГц и разрядностью 24 бит. На этом инновационные возможности не ограничиваются. В микрофоне установлены сразу три конденсаторных капсюля, позволяющих выбирать один из четырех режимов (стерео, кардиоидный, всенаправленный или восьмерка), обеспечивающих различные диаграммы направленности.

Дополняет все это аналоговый выход XLR, предназначенный для использования Yeti Pro в паре с микшерным пультом или внешним ЦАПом. Органы управления устройства представлены кнопками Mute и Gain, селектором режимов и регулятором громкости подаваемого на наушники звука. Возможность аппаратного мониторинга также присутствует. В комплекте идет удобная настольная база, держатель для монтажа на стойку и кабель USB. Качество снимаемого микрофоном звука и преобразования встроенным конвертером сравним со студийным, но и цена варьируется уже в пределах 22 - 27 000 рублей.

Sennheiser MK4 Digital

Немецкая компания Sennheiser считается одним из лучших в мире производителем наушников и микрофонов профессионального класса, а их беспроводные системы и вовсе вне конкуренции. Последние разработки бренда в области цифрового звука происходили в коллаборации с Apogee Electronics, конвертеры которой используются в топовых студиях звукозаписи. Одним из совместных продуктов стал USB микрофон MK4 Digital, впервые представленный на выставке Prolight + Sound 2016. Модель является модернизацией популярного MK4, дополненного фирменными ЦАПом и предусилителем Apogee. Устройство совместимо с PC, MAC и iOS, для подключения к которым в комплекте имеются кабели USB и Lightning. Вы не найдете здесь аппаратного мониторинга и других дополнительных возможностей, зато качество получаемого на выходе звука будет исключительным. Стоимость MK4 Digital составляет около 30 000 рублей.

Shure PG42USB

Не менее прославленный производитель микрофонов Shure имеет в своем арсенале модель студийного уровня, позволяющую подавать цифровой звук на компьютер непосредственно через порт USB. PG42USB является точной копией вокального микрофона PG42, дополненного конвертером, предусилителем и усилителем для наушников. Конденсаторный капсюль имеет большую мембрану, обеспечивающую широкий динамический диапазон и высокую детализацию. Наличие усилителя для наушников и регулятора громкости позволяет легко организовать аппаратный мониторинг. Дополняет все это возможность установки чувствительности и пара индикаторов перегрузки, по одному для входящего и выходящего сигналов. Держатель с виброзащитой, кабель для подключения и алюминиевый кейс для транспортировки в комплекте. Цена микрофона 24 000 рублей.

Заключение

Если вы только начинаете осваивать азы звукозаписи, переходя от мультимедийных устройств к полупрофессиональным, то, скорее всего, возможностей бюджетных моделей будет вполне достаточно. Чтобы получить звук хорошего качества стоит обратить внимание на микрофоны стоимостью от 15 000 рублей, ну и, наконец, студийное разрешение вам смогут предложить исключительно топовые модели высшего ценового сегмента.

Статья поможет в выборе типа и марки микрофона. Разберем непонятные термины и цифры.

В закладки

Как звучат некоторые микрофоны, вы можете послушать в статье «Микрофоны для записи дикторского голоса: модели, обзоры, примеры ».

Конденсаторный или динамический

USB или XLR

USB-микрофоны - самый подходящий вариант. Если купите XLR-микрофон, то нужна звуковая карта, а это дополнительные расходы. В случае USB-микрофона вы просто подключаете его к USB -входу компьютера и записываетесь.

Разница между XLR и USB

Направленность

Эта характеристика отвечает за то, в каких направлениях микрофон записывает звук. Звук может писаться спереди, спереди и сзади, вокруг.

Для записи голоса дома подойдет микрофон кардиоидной и суперкардиоидной направленности. Кардиоидный микрофон пишет звук спереди и безразличен к звуку сзади. У суперкардиоидного направленность спереди еще более узкая и частично захватывает звук сзади.

Почему важно, чтобы микрофон не писал звук сзади и вокруг? Если у вас нет специально оборудованного помещения и в комнате эхо или шумы, лучше брать кардиоидный микрофон. Он не «услышит» всех проблем помещения.

Направленность кардиоидного и суперкардиоидного микрофонов

Соотношение сигнал / шум

Чем соотношение больше, тем меньше искажается звук. Хорошее значение 66 дБ, отличное - 72 и выше.

Кривая частотной характеристики (АЧХ)

Кривая частотной характеристики - это диапазон частот (от низких до высоких), в пределах которых микрофон пишет звук. Если где-то кривая проседает, эта частота на записи будет выражена меньше. Если на кривой подъем, частота более выражена.

Например, у вас резкие свистящие звуки в речи. Микрофон с подъемом в диапазоне ваших свистящих только усилит свист. Или вы говорите немного в нос. Микрофон со спадом на частоте носового звука сгладит этот эффект.

Кривая частотной характеристики микрофона Beyerdynamic MC 840

Чувствительность

Чувствительность - насколько тихий звук способен записать микрофон. Чем ближе значение к нулю в децибелах, тем выше чувствительность микрофона. Если у вас студия звукозаписи с идеальной акустикой комнаты, высокочувствительный микрофон вполне оправдан. В остальных случаях лучше использовать микрофоны с чувствительностью от -40 дБ.

Что еще нужно купить к микрофону?

«Паук» - это крепление для микрофона. Поможет защитить от вибраций, которые негативно влияют на звук во время записи.

Крепление для микрофона - «Паук»

Микрофонный кабель . Не экономьте на кабеле: от него тоже зависит качество звука. Качественные кабели делают Proel, D"Addario, Planet Waves, Mogami.

Поп-фильтр. Это устройство помогает защитить микрофон от взрывных звуков -п, -б. Не советую покупать дешевые металлические поп-фильтры .

Капроновый поп-фильтр

Стойка . Есть три вида стоек: напольная, пантограф и настольная. Выбирайте, что вам будет удобно. У меня в дикторской кабине стоит пантограф, в поездки я беру напольную стойку.

Виды микрофонных стоек

Мой топ-7 моделей USB-микрофонов:

Выбрал эти марки, потому что работал и тестировал каждую модель, поэтому и советую.

1. Recording Tools MCU-01C - 5000₽

2. Samson C01U Pro USB - 8000₽

3. Audio-Technica AT2020 USB - 11 000₽

4. Blue Yeti USB - 12 000₽

5. RODE NT USB - 13 000₽

6. Apogee MiC 96k - 18 000₽

7. Shure PG27USB - 18 000₽

Я занимаюсь записью дикторов и аудиорекламы уже 15 лет и за это время понял, что высокая цена микрофона - это не всегда лучшее звучание. К каждому голосу подходит свой микрофон. Иногда дешевый микрофон звучит на чьем-то голосе лучше, чем дорогой.

Не стоит гнаться за дорогими моделями в надежде получить профессиональный звук.

Написать

Данный материал рассчитан на широкий круг читателей, которые бы хотели в домашних условиях подготовить подкаст . Статья не претендует на полноту и всеобъемлемость изложения темы звукозаписи.

Какое оборудование нужно для записи подкаста?

Подкаст можно записать на любом оборудовании. Как минимум нужен микрофон + компьютер. Подключить микрофон можно в микрофонный вход интегрированного звука (он помечен розовым цветом или значком микрофона). Известны случаи записи подкастов на MP3-плеер или сотовый телефон, используемых в режиме диктофона.

От чего зависит техническое качество подкаста?

Итоговое качество подкаста с точки зрения звукозаписи будет зависеть от аппаратуры, навыков и опыта подкастера. В большей степени от последних двух. Начать разумнее с малого и с ростом мастерства делать апгрейд оборудованию.

Какое оборудование нужно для подкаста высокого качества?

Необходим профессиональный динамический или, лучше, конденсаторный микрофон. Напольная или настольная микрофонная стойка или подставка. Полнодиапазонные наушники или активные колонки с правильной передачей тембра (активные мониторы). Внутренняя звуковая карта или миниатюрный микшерный пульт или внешний USB/Firewire звуковой интерфейс для подключения микрофона и последующей записи. Соединительные шнуры.

Выбор интерфейса зависит от типа микрофона. Для конденсаторного микрофона обычно требуется фантомное питание +48 В.

Есть ли готовые наборы оборудования для записи подкастов?

Этот список является далеко не полным. Желающие могут поискать в интернете и другие варианты.

Какие программы нужны для подготовки подкаста?

Подойдет практически любой звуковой редактор с возможностью монтажа. Из бесплатных подкастерам часто рекомендуется Audacity . Плюсы данной программы: простота использования, русскоязычный интерфейс, возможность регулировать уровни записи и воспроизведения звуковой карты напрямую из программы. Минусы Audacity: ограниченный набор средств, отсутствие профессиональных инструментов и интерфейсов.

Из полупрофессиональных редакторов наибольшей любовью пользуется коммерческий Adobe Audition (бывший Syntrillium Cool Edit Pro). Есть также Steinberg Wavelab, SONY Sound Forge (бывшйи Sonic Foundry). Эти редакторы объединяет поддержка интерфейса ASIO в последних версиях, возможность подключения профессиональной обработки в виде DX/VST-плагинов, возможность объединения эффектов в рэк. Как правило, выбор звукового редактора - дело личных предпочтений.

Самый худший вариант - нажать "запись", что-то экспромтом наговорить, сохранить как звуковой файл и подкаст якобы готов.

С чего начать подготовку подкаста?

Начните с выбора идеи и написания сценария. Ещё лучше - готового текста для последующего прочтения перед микрофоном.

Перед записью лучше устроить репетицию чтения текста и попросить кого-то, входящего в целевую аудиторию, послушать, насколько ваш подкаст понятен на слух и насколько он интересен.

Наиболее важным представляются: 1) идея подкаста, интересность информации, личный анализ этой информации автором; 2) выработка понятной, не раздражающей манеры изложения. Люди, преуспевшие в формулировки мыслей на бумаге, вероятнее всего столкнутся с большими проблемами с переносом такого текста в жанр подкаста. Советы такие: доносите мысль максимально просто и понятно, упрощайте сложные языковые конструкции, переформулируйте причастные обороты и косвенные падежи в более простые формы. Такой текст легче будет прочитать, а слушателям - его воспринять и понять на слух.

Выбирайте для подкаста узкую тему или не больше пары-тройки тем и постарайтесь раскрыть каждую из них. Оптимальное время одного подкаста 3-5 минут. Помните, что подкастинг требует регулярных выпусков, поэтому оставьте энергию для следующих подкастов. Начать текст лучше с приветствия и оглашения содержания подкаста.

Последовательность записи подкаста

Перед записью необходимо подключить микрофон и отрегулировать правильный уровеь записи. Обычно в звуковом редакторе имеется индикатор уровня сигнала (пик-метер) с указанием перегрузки. Необходимо добиться, чтобы сигнал имел достаточную амплитуду, но никогда не зашкаливал за максимальное значение. Лучше оставить некоторый запас в 3-6 дБ, иначе неизбежны щелчки, которые практически невозможно устранить на монтаже.

При записи добивайтесь безошибочного прочтения полной фразы или абзаца. Это облегчит монтаж и сделает склейки незаметными. Вырабатывайте живую осмысленную интонацию. Следите за равномерной подачей. Наилучший вариант - обычно, второй или третий дубль фрагмента текста. Запись лучше всего не останавливать, чтобы не отвлекаться на ручные манипуляции с запуском/остановом/удалением дублей.

После получения удовлетворительных дублей необходимо произвести черновой монтаж. Оставить только нужные фраменты. Удалить долгие паузы и посторонние громкие звуки в паузах.

Что делать с фоновым шумом?

Есть два варианта. Первый - устранить шумодавом, скормив образец шума в паузе. Такой вариант при отсутствии опыта практически всегда затронет полезный сигнал и внесет слышимые искажения. Второй вариант - наложить фоновый саундтрек с негромкой музыкой. Однако помните, что использовать коммерческие записи без разрешения правообладателя запрещено законом.

Какой формат проекта выбрать?

16 бит 44 кГц. Данный формат оптимален по соотношению размера и качества. В домашних условиях поднятие разрядности или частоты дискретизации не даст преимуществ, но увеличит нагрузку на систему. Совет особенно актуален для USB/Firewire устройств.

Какие эффекты обработки выбрать?

После чернового монтажа целесообразно обработать материал, поместив эффекты в последовательную цепочку (рэк). Либо можно повесить эффекты в разрывы (insert) на дорожку с голосом. Преимущество такой обработки в том, что слышен итоговый результат обработки нескольких эффектов. Можно включить предпрослушивание и отрегулировать параметры обработки.

1. Обрезной фильтр басов (low cut filter), на базе параметрического эквалайзера. Убирает бубнение на басах. Частота среза фильтра в районе 80-120 Гц. Основыне бубнящие тона можно посмотреть на анализаторе спектра редактора. Кроме того, некоторые эквалайзеры сами показывают спектр сигнала в реальном времени.

Эквализация остальной части звукового диапазона в домашних условиях крайне затруднена из-за собственного вклада в тембр средств подручного мониторинга (колонки, наушники).

2. Деэссер. Применяется по необходимости в случае сильных свистящих согласных. В основном применяется набор узкополосных фильтров параметрического эквалайзера на частотах 4-6 кГц. В случае сильного искажения тембра от эквалайзера можно также применить компрессор со снижением пиков сигнала в ограниченной полосе частот.

Бубнение на басах и свист согласных можно несколько снизить на этапе записи, если расположить микрофон чуть дальше и под углом к диктору. Это также поможет снизить слышимость взятия дыхания.

3. Поднятие громкости. Необходимо для правильного срабатывания компрессора динамического диапазона. Пики могут выходить за 0 дБ. Цепочка эффектов обрабатывается в пространстве 32-разрядных чисел с плавающей точкой, где зашкаливание не приводит к потере сигнала. Поднятие громкости возможно в параметре input level внутри компрессора.

4. Компрессор динамического диапазона (не путать с компрессией файла в MP3 и прочие форматы). Позволяет поднять средний уровень громкости не затрагивая пики сигнала. Порог (threshold) позволяет отрегулировать раздел между усиливаемым сигналом и пиками. При записи речи применяются относительно небольшие значения компрессии, иначе результат становится лишен естественной динамики голоса. Чтобы не было резкой слышимой границы срабатывания, применяют плавную кривую передаточной характеристики.

5. Лимитер. Необходим для ограничения самых больших пиков сигнала. Ставится на выходе секции эффектов либо на мастер-секции после микширования с музыкальным саундтреком. Показатель правильного применения лимитера - очень редкое его срабатывание. Если идет постоянная перегрузка - необходимо отрегулировать поднятие громкости и компрессию динамики.

При записи в домашних условиях трудно добиться сигнала, не содержащего естественных отражений звука от стола, предметов и стен комнаты. Поэтому повторное наложение эффектов эха и реверберации нежелательно. Различные ухищрения типа ковров на стенах и полу - неэффективны, так как глушат средние и высокие частоты, обедняя и еще более искажая общий тембр звука.

Крайне нежелательно использование готовых пресетов внутри эффектов. Не думайте, что разработчики все предусмотрели за вас. На практике еще ни один пресет не подходил к конкретной ситуации. Чаще всего пресеты служат лишь для демонстрации направления регулировки параметров в зависимости от ситуации применения.

В домашних условиях наибольшую сложность составляет контроль - прослушивание результатов обработки на подручных средствах, наушниках и колонках. Чаще всего результат будет непереносим на другую аппаратуру. То есть на аппаратуре с другими характеристиками могут неожиданно всплыть проблемы с бубнением, искажениями, перекосом в тембральном балансе. Таким образом, итоговый микс имеет смысл отслушать на всей имеющейся под рукой звуковой аппаратуре. К такому же приему не стыдятся прибегать в коммерческих студиях звукозаписи.

просмотров