Башенные броненосцы - Monitor. Башенные броненосцы - Monitor Правая паровая машина привода вращения

Башенные броненосцы - Monitor. Башенные броненосцы - Monitor Правая паровая машина привода вращения

Башенные броненосцы (равно как и броненос­ные тараны) впервые появились по другую сторону Атлантики, в Североамериканских Соединенных Штатах, расколотых кровопролитной гражданской войной. Как известно, порты южан блокировал феде­ральный флот. Остро нуждаясь в оружии, боеприпа­сах и других товарах, доставляемых из Англии и Франции, конфедераты неустанно искали способы прорыва блокады. Их положение усугублялось тем, что почти все имевшиеся до войны военные суда оказались в руках федералов, а для постройки новых боевых единиц мятежникам не хватало мощностей имевшихся у них судостроительных заводов.

Соперничать с Севером в количестве кораблей обычных типов южане не могли, и это побудило их обратить внимание на новые идеи. «Превосходство в численности можно компенсировать неуязвимос­тью», - писал руководитель морского департамента Конфедерации южных штатов. - Надо бороться же­лезом против дерева».

Летом 1861 года в захваченном южанами Нор­фолке начались работы по переоборудованию по­врежденного пожаром федерального парового фре­гата «Merrimack» в таранный броненосец. Это не ус­кользнуло от внимания северян. 3 августа того же года в конгрессе решался вопрос о выделении 1,5 млн долларов на создание «одного или несколь­ких броненосцев и плавучих батарей». 7 августа морской департамент обнародовал тактико-техниче­ское задание и назначил весьма сжатый срок пред­ставления чертежей и расчетов - 1 сентября.

Комиссия выбрала сразу три из 16 поступивших на конкурс проектов. Первые два - броненосный корвет «Galena» водоизмещением 965 тонн и броне­носный фрегат «New Ironsides» (4277 тонн) - пред­ставляли собой вполне обычные корабли с батарей­ной палубой и принципиально не отличались от тех, что строились в Европе. Зато третий проект, который представил инженер шведского происхождения Джон Эриксон (John Ericsson; 1803-1889), был со­вершенно необычным.

Корпус его корабля, обшитый железными листа­ми, находился почти целиком под водой, так что борт возвышался над водной поверхностью всего на 40-50 сантиметров. Благодаря этому паровые котлы и машина нахо­дились ниже ватерлинии и бы­ли защищены от вражеских ядер слоем воды. Над совер­шенно гладкой палубой возвы­шалась лишь бронированная башня с двумя тяжелыми орудиями, две невысокие прямо­угольные дымовые трубы и не­большая боевая рубка. Парус­ное вооружение вообще отсут­ствовало.

В 1854 году, во время Крымской войны, Эриксон уже предлагал свой проект Наполе­ону III, но французский импе­ратор предпочел высокоборт­ную броненосную батарею. Американцы поначалу тоже склонялись к тому, чтобы от­вергнуть чересчур смелую и необычную идею. Но, вспом­нив о «Merrimack», спешно пе­реоборудовавшемся в Норфол­ке, руководители морского де­партамента США решили пойти на риск. Ведь ни один другой проект в принципе не позволял соединить столь мощную защиту и артиллерию, как у Эриксона. Сыграли свою роль и высокая инженерная репутация шведского эмигранта, а также его обещание постро­ить корабль за сто дней.

В конце концов изобретателю предложили стро­ить корабль за свой счет, обязываясь выплатить всю сумму контракта (275 тысяч долларов) в шесть при­емов, по мере завершения определенных этапов ра­бот. Последний платеж предполагался после победы корабля Эриксона над «Merrimack» и подтверждения в бою заявленных достоинств. Эриксон принял это условие и взялся за работу, в ходе которой не раз убедился, сколь правильным оказалось решение строить «Monitor» (Наставник) - так он назвал свое детище - на собственные деньги. Монтаж корабля шел вполне успешно, однако хор скептиков и недоб­рожелателей не только не умолкал, но даже усили­вался. Чины флота, газеты, политические и общест­венные деятели находили в нем все новые и новые недостатки.

Одни утверждали, что вражеские ядра вызовут такие сотрясения башни, что артиллеристы не смогут в ней находиться. Другие опасались, что моряки не вынесут жизни в помещениях, находящихся ниже ва­терлинии, и требовали соорудить на палубе жилую надстройку. Третьи предрекали, что «Monitor» вооб­ще не сможет держаться на воде, а если сможет, то стрельба окажется невозможной.

Все это побудило морской департамент потребо­вать внести изменения в конструкцию строящегося корабля. Видя в этом угрозу затягивания срока сда­чи корабля, Эриксон заявил в ответ: «Monitor» при­надлежит мне, а я отказываюсь вносить какие-либо изменения». Его твердость, как показали дальней­шие события, оказалась спасительной для северян.

В самом деле, контракт на постройку был заклю­чен 4 октября 1861 года. Но со стапеля на воду «Мо­нитор» сошел лишь 30 января 1862 г. - спустя 4 ме­сяца после начала строительства, а не через три, как предусматривал контракт. Только 19 февраля Эрик ­сон установил в его башне два 279-мм гладкостволь­ных дульнозарядных орудия Дальгрена.

Палуба корабля возвышалась над водой всего на 0,4 метра, что в сочетании с огромной башней выгля­дело весьма необычно. Не случайно посторонние на­блюдатели сомневались не только в способности «Monitor» вести бой, но и в том, что он способен про­сто плавать в море.

Только 25 февраля на корабль, все еще не при­нятый морским департаментом, прибыл его первый командир - лейтенант Джон Уорден. Таким обра­зом, пустые придирки, необдуманные требования, а главное - задержки платежей, привели к тому, что броненосец был готов с 44-дневным опозданием. Еще девять дней ушли на окончательные приготов­ления, и 6 марта «Monitor» вышел в свой первый по­ход. Через три дня состоялся его знаменитый бой на Хэмптонском рейде с броненосцем южан «Virginia» (так они назвали «Merrimack» после вступления в строй).

Блистательный исход этого боя заставил всех го­ворить об Эриксоне как о национальном герое Аме­рики. Морской департамент выплатил задолженные ему 68750 долларов и приобрел, наконец, «Monitor» в полную собственность. Через три недели Эриксон получил благодарность Конгресса, его избрали чле­ном Национальной академии наук, присудили золо­тую и серебряную медали Румфорда.

А сам «Monitor» стал первым в истории броне­носцем нового типа, который дал название целому классу таких кораблей.

Появление мониторов

Этот бой продолжался более трёх часов и закончился «вничью», ибо разрывные бомбы, которыми стреляли пушки обеих мониторов, представляли значительную опасность лишь для деревянных судов и практически не причиняли вреда бронированным кораблям.

Мониторы оказались удачным типом корабля для действий на реках и в прибрежных водах. Их строительство продолжалось до Второй мировой войны. Из крупных морских мониторов можно отметить английские «Эребус» (1916), 8000т, 2-381 и «Робертс» (1941), 9100т, 2-381 а также советский «Хасан» (1942), 1900т, 6-130.

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Монитор (корабль)" в других словарях:

    Монитор Тип «Шторм» - Монитор Тип «Шторм» 1909 12 мая 1907 г. Особым Комитетом по организации прибрежной обороны был заключен договор с правлением Балтийского судостроительного и механического завода на постройку для Морского министерства восьми канонерских… … Военная энциклопедия

    Монитор USS Monitor Броненосец Монитор Основная информация Тип броненосец … Википедия

    - «Huascar» Монитор «Уаскар» Основная информация Тип Морской монитор … Википедия

    Монитор «Уаскар» «Huascar» Монитор «Уаскар» Основная информация Тип Морской монитор … Википедия

    - (от названия ящерицы монитор). 1) особого рода броненосное судно, очень мало возвышающееся над водою; военный боевой корабль обшитый латами, имеющий на себе несколько больших орудий и служащий для защиты портов и морских крепостей. 2) род ящерицы … Словарь иностранных слов русского языка

    Монитор Тип «Хасан» проект 1190 - Монитор Тип «Хасан» проект 1190 1936 Мониторы строились для Нижнего течения Амура, но были переданы в ТОФ. Плоскодонный корпус мониторов типа «Хасан» имел ледокольные образования носовой части, подкрепления для ледового… … Военная энциклопедия

    - «Bodrog» Монитор «Бодрог» в Будапеште Основная информация Тип Речной … Википедия

    - * Монитор компактный прибор для отображения динамической графической информации (в том числе текста) с собственным экраном.* Монитор в операционных системах программа, управляющая выполнением задач.* Монитор российский космический аппарат,… … Википедия

    1. МОНИТОР, а; м. [англ. monitor] Техн. 1. Контролирующее устройство с экраном для наблюдения. Телевизионный м. Следить за монитором. 2. Информ. Устройство компьютера, предназначенное для вывода на экран текстовой и графической информации;… … Энциклопедический словарь

    Низкобортный боевой бронированный корабль для операций у мор берегов и на реках. После 2 й мировой войны строительство мониторов прекращено. EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010 Монитор Броненосный башенный корабль береговой обороны с… … Морской словарь

К 1861 году флот США занимал в мире четвертое место после Великобритании, Франции и России. Но вплоть до начала 90-х годов XIX века европейцы зубоскалили по его поводу, называя «допотопным». О том, как американцы от нелепых кораблей Гражданской войны дошли до Великого Белого Флота рассказывает историк Сергей Махов.

II. Пар и броня.

На 1860 год на по численности и качеству военных флотов на первом месте в тогдашнем мире шла, естественно, Великобритания. Она имела 53 линейных винтовых корабля, 128 паровых судов (корветы, шлюпы, фрегаты), 10 линейных парусных кораблей, 10 парусных фрегатов и 10 парусных корветов. Также британский флот обладал 197 винтовыми или колесными канонерками, несущими от 1 до 6 орудий. На верфях Великобритании достраивался в этот момент железный броненосец «Уорриор» и еще два были заложены в постройку.

Второе место занимала Франция с 37 линейными винтовыми кораблями, 15 винтовыми фрегатами, 84 паровыми корветами и 25 паровыми (винтовыми или колесными) канонерками. Кроме того, французы имели 12 несамоходных обшитых броней плавбатарей. На стапелях уже практически был спущен на воду первый в мире броненосец «Глуар», а до конца 1865 года Франция спустила на воду еще 11 единиц таких судов.


Первый броненосец в мире – французский «Глуар». Вошел в строй в августе 1860 года.

Российский флот считался на то время третьим в мире по величине, имея 10 винтовых кораблей, 9 винтовых фрегатов, 26 винтовых шлюпов и корветов. В проекте было строительство броненосцев береговой обороны, 4 из которых вошли в строй с 1862 по 1865 годы.

Флот США был четвертым. Он не имел ни одного винтового линейного корабля, 3 парусных линкора, 5 парусных фрегатов, 4 винтовых пароходофрегата, 5 винтовых пароходов, 3 колесных парохода, а также мелкие корабли от шлюпа и меньше — всего 52 корабля. На стапелях находилось 8 пароходов, а с 1861 года строилось еще 5 броненосцев, которые были завершены в период 1862-1865 годов. Таким образом, перед началом Гражданской войны флот США был в основном парусным и деревянным. Личный состав насчитывал 8,5 тысяч человек.

Сразу же после начала военных действий против Юга, секретарь США по флоту Гедеон Уэллес и военный министр Стивен Марлоу получили от президента Линкольна поручение, которое казалось на тот момент невозможным. Флот должен был обеспечить бесперебойность поставок товаров из Европы, и в то же время блокировать побережье Южных Штатов – от Чесапикского залива до Мексики.

Из книги С. В. Иванова «Мониторы северян, 1861-1865»:

«Уэллес мало чего смыслил в военно-морском искусстве, но являлся выдающимся организатором и сумел создать эффективные управляющие структуры военным флотом, вдобавок, окружив себя квалифицированными и компетентными советниками. В августе 1861 года Уэллес сделал своим заместителем Густавуса Фокса, сгрузив на него повседневные обязанности по управлению департаментом.

Небольшой поначалу департамент быстро превратился в бюрократического монстра, справедливости ради необходимо отметить, что рост департамента был вызван насущными потребностями военного флота. Изначально департамент состоял из пяти отделов: конструкторского, снабжения, медицинского, ремонтного и вооружения. Чуть позже появился отдел паровых машин. Для определения путей развития стратегии боевого применения флота Уэллес создал отдел стратегического планирования. Еще одна группа, которую возглавлял лично военно-морской министр, занималась вопросами научных исследований .


Гедеон Уэллес, морской секретарь по флоту США.

Административный отдел возглавил матерый бюрократ Чиф Клерк, административный отдел ведал финансами. В Сенате и правительстве организовали комитет по закупкам имущества для военного флота, который утверждал и контролировал закупки флотского имущества. Уэллес обратился к бизнесмену Джорджу Д. Моргану с просьбой оказать военному флоту помощь в покупке и переоборудовании в корабли торговых судов, в Нью-Йорке был организован офис, сотрудники которого немедленно приступили к заключению сделок между департаментом военного флота и частными предпринимателями. Офис возглавил адмирал Фрэнсис Грегори. Вскоре тот офис получил прозвище «Мониторная контора». Контора действовала независимо от конструкторского департамента военного флота, которое возглавлял Джон Летхэлл. В недрах своего отдела Летхэлл организовал группу, которая также озаботилась проблемами броненосцев ».

С одной стороны облегчало дело то, что у Конфедерации флота не было совсем, никакого. Но с другой стороны протяженность побережья, которое предстояло блокировать, составляла около 3500 миль, и для этого 50 ветхих кораблей было очень и очень мало.


Гражданская война в США. Штаты Конфедерации отмечены синим, сторонники Союза – желтым.

Южане понимали сложившееся положение дел, и с первых же дней пробовали прорвать блокаду и установить сообщение с европейскими странами. Первый захваченный северянами корабль оказался торговым шлюпом «Калипсо», но факт в том, что прорвалось к берегам Европы гораздо больше кораблей. В свою очередь южане осознавали, что с даже с таким флотом северян им не сравниться, и вся надежда была на какие-то нестандартные ходы, которые превратят флот северян в ничто.

Шанс появился в апреле 1861 года, когда штат Вирджиния провозгласил, что присоединяется к Конфедерации. Там на военной базе Норфолк стоял на ремонте вернувшийся из плавания в Тихий океан в 1859 году 40-пушечный фрегат «Мерримак». 16 апреля 1861 года начальник Норфолкской верфи получил приказ подготовить корабль к перебазированию в Филадельфию, но сделать ничего не успел, так как 17-го апреля конфедераты заняли город. Чтобы фрегат не достался врагу, корабль подожгли и он сгорел по ватерлинию. Однако на беду северян сам остов и паровая машина остались в целости и сохранности.


Спуск на воду винтового фрегата «Мерримак» на Бостонской верфи.

Перед тем, как продолжим дальше, следует понять, что нижеописанное не является плодом упорной работы, венцом творений инженеров, это была просто вынужденная мера, латание дыр во время наводнения. Секретарь по флоту Конфедерации Стивен Мелори в 1851-1858 годах работал в Морском Комитете при Сенате США и был сторонником бронированных кораблей в пику деревянным. И у него возникла идея переделать остов «Мерримака» и сделать из него броненосец. Этой мыслью Мелори поделился с инженерами Джоном Бруком, Дэвидом Портером и Уильямом Уильямсоном. Уильямсон разработал макет броненосца, обгоревшие остатки борта фрегата срезали, а сверху надстроили основной корпус корабля, который обшили 4-дюймовыми железными листами. Новый броненосец назвали в честь штата, давшего ему жизнь – «Вирджиния».

При нормальной загрузке весь основной корпус броненосца скрывался под водой. Над поверхностью выступали только массивный каземат и фальшборт в носовой части. Единственная труба «Вирджинии» располагалась в центре каземата. Конической формы рубка рулевого была смонтирована в передней части крыши каземата и являлась, фактически, продолжением его стенок. Броневая защита «Вирджинии» была изготовлена из прокатанных железнодорожных рельсов. Так как большая часть корпуса корабля находилась под водой, наиболее защищенным элементом конструкции являлся каземат. Построенный из дуба и сосны, каземат имел толщину стенок 610 миллиметров; снаружи, он был обшит двумя слоями кованых железных плит, толщиной в 51 миллиметр каждая. Общая толщина броневой защиты, таким образом, составляла 102 миллиметра, но на практике, сопротивляемость двух слоев плит была ниже, чем у сплошной плиты равной толщины. Чтобы улучшить снарядостойкость каземата, конфедераты расположили его стенки под углом в 36 градусов от горизонтали.


Казематный броненосец «Вирджиния».

Артиллерию разместили в самом каземате, по три пушки могли стрелять с бортов (два 163-мм пушки Брукса и четыре 229-мм орудия Дальгрена), и по одной с носа и кормы (178-мм орудия Дальгрена). Также новый корабль было решено оснастить тараном для борьбы с возможными броненосцами противника (которые, как знали южане, уже строятся у янки). Полное водоизмещение «Вирджинии» составило 4000 тонн, что почти на 800 тонн превышало водоизмещение прежнего «Мерримака». Длина ее составляла 83,8 метра, ширина - 15,6 метров, осадка - 6,4 метра.

Силовую установку оставили от «Мерримака», и это было ахиллесовой пятой проекта, потому что фрегат в свое время прибыл в Норфолк именно на замену паровой машины, так как его была уже сильно изношена. И вот 8 марта 1862 года у Хэмптон Роудс броненосец южан атаковал пять кораблей северян – парусные фрегаты «Конгресс» и «Сент-Лоренс», паровые фрегаты «Роанок» и «Миннесота», а также шлюп «Камберленд». «Вирджиния» обстреляла и потопила «Камберленд» тараном (при этом плохо сделанный таран сломался), атаковала вместе с кораблями поддержки «Конгресс», и после его сдачи подожгла раскаленными ядрами.


Шлюп «Камберленд», потопленный на рейде Хэмптон Корта броненосцем южан «Вирджиния».

Остальные три корабля северян сели на мель, и командир броненосца решил добить их уже на следующий день. Но на следующее утро на Хэмптонкортский рейд вылез броненосец северян «Монитор». На нем стоит остановиться особо. Как мы уже говорили, «Вирджиния» был эрзацем казематного броненосца или, если угодно, самоходной бронированной плавбатареей. «Монитор» же ведет свое начало от другого проекта – так называемой «плавбатареи Стивенса». Эта батарея так никогда и не была построена, и в чертежах 1844 года задумывалась тоже как казематная. Однако в 1854 году проект пересмотрели, и теперь она должна была стать башенной, вооруженной одиночными 254-мм орудиями в двух бронированных башнях и пяти 381-мм орудий в каземате. Главным нововведением были именно поворачивающиеся башни на носу и в корме, что давало возможность иметь сектор обстрела в 180 градусов. Плюс, за счет высоты башен и расположения их на верхней палубе, появлялась возможность вести огонь даже при небольшом волнении, так как казематы могло заливать.

И опять цитата:

«В это же период Уэллес организовал «Броненосную контору» численностью в три штатных единицы, эти единицы лично консультировали военно-морского министра по поводу положения дел в броненосном кораблестроении и занимались проектно-изыскательскими работа в области броненосного флота и его вооружения. Что интересно, никто из членов «Броненосной конторы» ничего не понимал ни в кораблестроении, ни в корабельном вооружении. Но разве это главное? Каждая кухарка может проектировать броненосцы, уж коли она способна управлять государством. А ведь получилось! Именно «конторские» стали самыми ярыми сторонниками постройки «Монитора» и «Нью Джерси» .


Бой «Вирджинии» и «Монитора».

И вот 3 августа 1861 года, после того, как северяне узнали о постройке конфедератами броненосца, был утвержден собственный проект, который предложил шведский изобретатель и кораблестроитель Джон Эрикссон. Из книги «Мониторы северян, 1861-1865»:

«Бушнелль продавливал заключение контракта с инженером-янки из Коннектикута, но на пути лоббиста отчаянно встал некто Корнелиус Деламатер, владелец собственного производства в Нью-Йорке. Промышленник свел Бушнелля со своим другом Джоном Эрикссоном, после чего они, сами — трое, обсудили видение перспективного броненосца. Что тут сказать? Глядя на «Монитор», даже сегодня соображаешь: без бутылки не обошлось… Одна башня на корабле объясняется очень просто: когда в тот памятный вечер участники заседания сделали первые наброски, все они были убеждены в том что изобразили катамаран с двумя башнями. Да-да, именно тогда Эрикссон развил перед финансистом свои взгляды на то, как должен выглядеть броненосец. Бушнеллю план очень понравился ».


«Монитор», план-схема.

Швед отказался от казематов в принципе, высота надводного борта у «Монитора» составляла всего 60 см. Весь корабль был сделан из железа, а главным вооружением были две 254-мм пушки, расположенные во вращающейся башне. Орудия были дульнозарядными, как и в парусном флоте, после выстрела их втягивали внутрь башни, заряжали, вытягивали наружу и стреляли. Корабль строили в спешке, его оснастили двигателем в 300 л.с., который позволял развивать скорость до 9 узлов. Основным недостатком проекта была его мореходность. Корабль до Хэмптон Корта добрался просто чудом – он попал в волнение, всего-то 2-3 балла, но мало «Монитору» не показалось: волны захлестывали борта, из-за низкой герметичности корпуса заливали внутренние помещения, свернули трубы, вода погасила топки котлов. По сути, корабль начал медленно тонуть, лишь улучшение погоды позволило «Монитору» добраться до места боя.

Итак, вечером 8 марта 1862 года «Монитор» вошел на Хэмптонкортский рейд. На следующее утро «Вирджиния» вышла в море, чтобы добить оставшиеся корабли северян, но тут столкнулась с «Монитором». Форма броненосца была столь не обычна, что сначала его приняли за бакен, точащий из воды. «Монитор» подошел практически вплотную и дал залп. Ядра отскочили от броневой защиты «Вирджинии». В свою очередь артиллеристы южан не могли попасть в «Монитор», ведь над водой торчали одна рубка и труба. Добавьте сюда качку, ограниченную видимость из каземата, дымный порох. Понятно, что стрельба велась в расчете на удачное попадание.


За боем «Монитора» и «Вирджинии» наблюдали с берега солдаты северян и иностранные атташе.

Таким образом, пушки «Монитора» не могли пробить броню «Вирджинии», а орудия «Вирджинии» не могли попасть в «Монитор». Южане отчаявшись, попробовали с помощью стрелков поразить из ружей бойницы противника, но на мониторе, пользуясь механизмом поворота башни, после каждого выстрела отворачивали бойницы в сторону. Наконец поняв, что перестрелка безрезультатна, командир «Монитора» Уорден принял решение таранить «Вирджинию» со стороны винта. Однако броненосец южан из-за высоких бортов был более маневренным и мореходным, и сумел избежать столкновения. Тем не менее, залп с 10 ярдов смог-таки повредить броню «Вирджинии», сбросив один из бронелистов.

Теперь уже южане попробовали таранить «Монитор», однако, как мы помним, таран у них сломался еще в прошлом бою, и в результате «Вирджиния» как бы налезла на «Монитор» сверху, удар получился скользящим. Бой уже длился два с половиной часа, как вдруг пушки «Монитора» замолчали. «Вирджиния» развернулась, чтобы добить сидящую на мели «Миннесоту», однако команда северян просто загружала ядра из крюйт-камеры в башню. Вскоре бой продолжился.


Попытка тарана.

К исходу третьего часа одно из ядер «Вирджинии» попало-таки в башню, поразив осколками командирскую рубку. Осколок попал Уордену в глаз, и повредил второй. Командование теперь принял лейтенант Грин, который принял решение отходить, поскольку начинался отлив, и «Монитор» рисковал застрять на отмелях. В свою очередь «Вирджиния» тоже была не в силах продолжать бой. Корпус от постоянных ударов ядер сильно ослаб, в деревянном основании (как мы помним, корабль южан был своего рода симбиозом деревянного корабля и броненосца) открылась течь, и в результате «Вирджиния» ушла в Норфолк на ремонт.

Французский «Глуар», американские «Вирджиния» и «Монитор» стали знаковыми кораблями в военно-морской истории, и определили на последующие 20 лет два направления в кораблестроении. Спор, что выгоднее – казематы или башни – тянулся до 1880-х годов. Казематные броненосцы несли больше орудий и были более мореходны, но их пушки были расположены по бортам и имели сектор обстрела не более 20-30 градусов. Башенные или барбетные броненосцы сосредотачивали артиллерию в одной-двух (редко в трех или четырех) башнях, и имели сектор обстрела от 180 градусов и больше. Однако сложность механизмов поворота, большой вес башен, и низкий борт были отрицательными сторонами подобных проектов.

Самой, наверное, «извращенной» и необычной конструкцией обладал броненосец южан «Манассас». Этот перестроенный из ледокола корабль имел очень низкую посадку, абсолютно покатую бронированную крышу и всего одно орудие – старую 64-фунтовку Дальгрена. В бою у Хэд-фор-Паса он повредил три небольших корабля северян, но и сам вылетел на мель, к тому же от огня противника был поврежден двигатель броненосца. Ночью корабли поддержки смогли снять «Манассас» с мели и отвести на базу, в Новый Орлеан.


Броненосец южан «Манассас».

Всего с 1861 по 1865 год северяне спустили на воду 71 броненосец (в основном мониторного типа), а конфедераты – 33 броненосца (в основном казематного типа), плюс две бронированные плавбатареи. Это, конечно же, поразительный результат и для промышленности Севера, и для промышленности Юга, однако стоит помнить очень важную вещь – и с той и с другой стороны большинство проектов было эрзацами, сделанными на скорую руку, безо всякой проработки. И поэтому не стоит удивляться, что после Гражданской войны флот США сократился и стал стремительно стареть.

1870-е годы в мировом кораблестроении состоялся триумф казематных броненосцев. Это были английские «Hercules» и «Monarch», французские «Courbet» и «Océan», германский «Kaiser», австрийский «Tegetthoff» и т.д. Американцы же в основном строили корабли мониторного типа, которые могли действовать без проблем только на реках и мелководьях. Таким образом США строили флот береговой обороны. На 1870 год у них во флоте сохранялись деревянные и колесные пароходы, к первому рангу относились четыре парусно-винтовых деревянных фрегата «Колорадо», «Миннесота», «Франклин» и «Уобаш». Всего во флоте числился 186 боевых кораблей, но не будем забывать, что после 1846 года США приходилось делить свои эскадры между Атлантическим и Тихим океанами. Из этого количества подавляющее большинство было маленькими кораблями, от шлюпа и ниже.


Фрегат I ранга «Миннесота».

Оскар Уальд в 1879 году в «Кентервилльском привидении» вложил в уста призрака такую фразу: «В Америке нет ничего допотопного и диковинного? А ваш флот и ваши манеры?», и это была абсолютная правда. Но именно в этот период Альфред Тайер-Мэхэн начал свои знаменитые лекции о выгоде морской мощи, на которых было воспитано целое поколение американских адмиралов. Глядя на флоты Великобритании и Франции, политическая и промышленная верхушка США требовала создания мощного современного многоцелевого флота. 3 марта 1883 года Конгресс выделил 1,3 миллиона долларов на новую судостроительную программу, которую американцы назвали «ABCD» — по первым буквам названий четырех новых крейсеров, которые надлежало построить.

Еще до окончания строительства на ближайшие 3 года было запланировано заложить 3 линейных корабля II ранга (по сути броненосцы береговой обороны) — «Техас», «Мэн» и «Нью-Йорк», а 7 сентября 1888 года Конгресс постановил дополнить программу еще 6 бронепалубными крейсерами.


Линейный корабль II ранга «Нью-Йорк». Построен в 1891 году.

Последние были чистыми рейдерами – «разрушителями торговли». Министр военно-морского флота Уильям Уитни, оправдывая кораблестроительную программу, говорил следующее: «Сейчас мы не можем защитить собственное побережье, но мы должны суметь ответить ударом на удар, и в скором времени мы будем в состоянии выставить в море флот «разрушителей торговли» — больших и скоростных крейсеров, способных причинить торговле предполагаемого противника тяжелый и серьезный урон». Уитни доказывал, что крейсеров, имеющих водоизмещение более 3000 тонн и скорость более 19 узлов у Англии всего десять, у Франции – пять, у Испании – три, у Японии – два. Построив восемь подобных кораблей, Америка стремительно выводила свой флот на второе место в мире. Конгресс утвердил эту доктрину, и началось строительство «Большого Белого Флота» (Great White Fleet). Об этом — в продолжении.

Вместо того чтобы принять которую-нибудь из форм прежних судов, мы видим, что монитор не имеет с ними никакого сходства, и даже можно сказать, что он совершенно им противоположен во всех отношениях. Судно, которое будет летать по воздуху, вероятно, не удалится настолько от общей идеи, как подводный монитор, прорезающий или ныряющий в волнах. Он уничтожает даже различие между силою 100-пушечного корабля и двухпушечной вращающейся батареи... Одним словом, монитором обозначается новая эра в истории государств. Ч. Бойнтон

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Монитор (класс корабля)

    ✪ Подъем останков боевых кораблей Пинской флотилии. Монитор "Винница" и бронекатер БК №205. ВМФ

    ✪ Д/ф - Поисковая экспедиция на корабль Пинской военной флотилии - Монитор «Смоленск». ВМФ

    Субтитры

Появление мониторов

Мониторы ВМФ США

Американский флот, впервые воплотивший идею монитора, построил значительное количество кораблей этого класса. На основании опыта действий во время Гражданской Войны 1861-1865 американские адмиралы длительное время считали мониторы лучшими военными кораблями; дополнительным фактором было то, что преобладавшие в то время изоляционистские воззрения предполагали основной задачей броненосных кораблей береговую оборону.

  • USS Monitor - единичный корабль, родоначальник класса.
  • Тип «Пассаик » - первые серийные мониторы, 10 единиц
  • Тип «Каноникус » - улучшенная версия типа «Пассаик», 9 единиц
  • USS Onondaga - единичный корабль, первый двухбашенный монитор
  • USS Roanoke - единичный корабль, трёхбашенный монитор, перестроенный из деревянного винтового фрегата
  • Тип «Миантономо » - серийные двухбашенные мониторы
  • Тип «Амфитрит » - «капитально модернизированные» (де-факто построенные заново) в 1877-1896 мониторы типа «Миантономо».

Мониторы в бою

Первый бой броненосцев, а именно «Монитора» и казематной «Вирджинии» (в отечественной литературе закрепилось первоначальное название - «Мерримак») произошёл 9 марта 1862 года на Хемптонском рейде в ходе Гражданской войны в США . Этот бой продолжался более трёх часов и закончился «вничью», ибо разрывные бомбы, которыми стреляли пушки «Вирджинии», представляли значительную опасность лишь для деревянных судов и практически не причиняли вреда бронированным кораблям, а ядра «Монитора» вылетали со сниженной начальной скоростью из-за уменьшенных пороховых зарядов, предусмотренных из опасения разрыва установленных на нём новейших орудий Дальгрена. Если бы корабли были подготовлены к бою друг с другом, вероятно, что результаты поединка были бы иными.

Де факто патовый результат боя не помешал северянам объявить о своей победе, что серьёзно повлияло на оценку данного класса кораблей; вскоре на воду был спущен крупный флот мониторов, бывших в большей или меньшей степени увеличенными копиями своего родоначальника. Среди них были как корабли для рек и прибрежных районов, так и мореходные, и даже океанские, многие эксперты склонялись ко мнению, что мониторы в ближайшем будущем вытеснят все остальные типы боевых кораблей.

Между тем, в открытом море мониторы оказались очень уязвимы: сам первый «Монитор» утонул во время шторма у мыса Гаттерас , другой - на стоянке в порту от захлестнувшей его палубу с открытыми люками волны. Естественно, уже при незначительном волнении ни о каком ведении монитором боя речи тем более не шло. Кроме того, мониторы почти не имели запаса плавучести и шли на дно от малейшей пробоины в подводной части, то есть, не обладали живучестью - способностью оставаться на поверхности воды и продолжать бой при получении повреждений. Разработка же тяжёлых орудий, способных эти повреждения им нанести несмотря на броню, была лишь делом времени, не говоря уже о минах и вскоре появившихся торпедах.

Будучи, благодаря сочетанию мощной брони и практически кругового обстрела из орудий главного калибра, превосходными кораблями для боя, мониторы оказались ужасны с точки зрения службы мирного времени: условия нахождения экипажа на их борту были близки к нестерпимым. Так, температура в машинном отделении, заключённом внутри почти полностью находящегося под водой железного корпуса, достигала 62°С, при этом вентиляционные люки на палубе приходилось держать закрытыми уже при небольшом волнении, так как волны перехлёстывали через низкий борт. Остальной экипаж также размещался ниже ватерлинии, в условиях недостаточной вентиляции, тесноты и темноты.

Для мореходного броненосца оказалось необходимо иметь высокий борт, пусть даже и не полностью защищённый бронёй, а также обширные небронированные корпусные и палубные надстройки для размещения экипажа и других целей. В результате эволюция броненосных кораблей пошла по другому пути - вместо целиком закованных в броню «неуязвимых» мониторов стали строить корабли, имеющие сравнительно узкий пояс по ватерлинии и большой запас плавучести, за счёт чего они не тонули даже при принятии на борт большого количества воды через пробоины от снарядов или торпед.

В то же время, мониторы оказались удачным типом корабля для действий на реках и в прибрежных водах. Их строительство продолжалось до Второй мировой войны. Из крупных морских мониторов можно отметить английские «Эребус » (1916, 8000 т, 2×381 мм) и «Робертс» (1941, 9100 т, 2×381 мм), а также советский «Хасан» (1942, 1900 т, 6×130 мм). Также в какой-то мере их развитием стал самостоятельный тип корабля -

Монито́р (англ. monitor - «наблюдатель, контролёр») - класс низкобортных броненосных кораблей с мощным артиллерийским вооружением. Характерными особенностями являлась малая осадка и очень низкий надводный борт (всего 60-90 см). Немногочисленные тяжелые орудия размещались во вращающихся башнях с почти круговым обстрелом. Бронирование обеспечивало высокую защищенность всей надводной части корабля (бортов, палубы, башен). В основном применялись для подавления береговых батарей и разрушения береговых объектов противника. Основной проблемой была слабая устойчивость к волнам, что ограничивало боевое применение мониторов.

Появление мониторов

Предпосылки к созданию мониторов появились после 1859 года. Именно в этот период во Франции появились бронированные стальными плитами корабли. Позже в Великобритании такие корабли получили название "броненосцы", именно применение кораблей такого типа кардинально поменяло характер морских сражений.

Первое практическое применение бронированных кораблей было во время Гражданской войны в США . Броненосцы были на вооружений обеих сторон конфликта. У конфедератов это были низкобортные бронированные корабли с установленным сверху казематом с наклонными стенками для артиллерийской батареи. Первый из них был переоборудованный после пожара фрегат Merrimack , который после этого получил название Virginia . После этого была построена серия подобных бронированных кораблей.

Федеральные власти приняли решение создать корабль, способный противостоять силам Конфедерации. Шведский эмигрант Джон Эриксон, который уже имел опыт создания технических новинок, решил создать совершенно новый и не имеющий аналогов в мире корабль. Это при том, что он планировал завершить постройку броненосца всего за три месяца. Проект Эриксона был настолько убедительным, что президент Линкольн заявил: «Я чувствую то же, что чувствует девушка, первый раз надевающая чулок: в этом что-то есть». После этого комиссия утвердила проект нового броненосца. Джон Эриксон всего за 100 дней построил в Нью-Йорке абсолютно новый корабль - Monitor . Уже 25 февраля 1862 года броненосец был введен в эксплуатацию, а 9 марта корабль прибыл в Хэмптон Роудс, штат Вирджиния.

Конструкция новейшего броненосного корабля была инновационной. Корпус корабля был цельнометаллическим. Борта имели высоту около 60 см и были бронированными. Кроме бортов была забронирована и палуба. Ближе к кормовой части броненосца находились две дымовые трубы, которые перед началом боя требовалось демонтировать. Поверхность палубы практически не имела надстроек, исключением были только рулевая рубка и башня. И рубка и башня имели хорошее бронирование. Так броня башни была многослойной и имела толщину 8 дюймов, что приблизительно равно 203 мм. Такая броня защищала броненосец от орудий южан всех калибров. Первый командир корабля лейтенант Уордена говорил о таком бронировании: «если снаряд ударит в башню под острым углом, то он отскочит от неё, не причинив повреждений ».

В башне были размещены два 11-дюймовых (279 мм) гладкоствольных орудия Дальгрена, которые заряжались с дула. Для этого они выдвигались в порты после перезарядки на талях. Данные орудия предназначались не для того чтобы пробить броню вражеской техники, а для разбития листов брони или сбития их крепления.

Оценив довольно удачную эксплуатацию мониторов американцами, ряд стран изъявил желание укомплектовать свой флот подобными кораблями. К их числу относились Великобритания , Россия , Швеция , а также Норвегия и Перу . Некоторые страны начали производство собственных мониторов, но были государства, которые заказывали подобные корабли у иностранных производителей.

Великобритания

Британская империя не даром называлась «владычицей морей». Для неё флот «открытого моря» всегда стоял на первом месте и лучшей защитой своего побережья считалось не допустить к нему флот противника, разбив его в открытом море. В качестве защиты портов использовались устаревшие броненосцы, но все-таки было несколько попыток создать корабли для береговой обороны. Первой попыткой стал HMS Glatton .Созданный на основе монитора USS Dictator он имел и ряд отличий, в частности, за бронированным бруствером разместили башню главного калибра с двумя 305 мм орудиями и надстройку. Несмотря на хорошую скорость и управляемость, он не утратил и основных недостатков мониторов, при этом имел осадку не позволяющей ему вести прибрежные операции. Следующей попыткой оказались броненосцы типа HMS Cyclops . Бронирование и главный калибр были меньше (254-мм) чем у HMS Glatton , но количество пушек удвоилось, но все недостатки предшественников так и не удалось ликвидировать. В результате все 4 корабля этого типа практически стояли в гаванях и крайне редко выходили в море. После таких провалов Великобритания отказалась от строительства мониторов.

Франция

После того как мониторы США совершили трансатлантический переход в 1866 году правительство Франции приступило к строительству кораблей подобного типа.Первым стал Tour . Следом были заложены 4 монитора типа Cerberus . В начале 1880х французы ответили англичанам на создание HMS Cyclops постройкой двух броненосцев типа Tonnerre и двух броненосцев серии Tempet , вооруженных двумя 270-мм орудиями. Корабли типа Tempet имели меньшие размеры и развивали скорость ниже чем корабли типа Tonnerre .

Россия

Россия тоже попала под веенье времени, было заказано десять мониторов (башенные броненосные лодки) типа «Ураган », а так-же построены двухбашенные мониторы типа «Смерч » и «Русалка ».

Швеция

Военно-морское ведомство Швеции придавало особое значение броненосцам береговой обороны, так как имело ограниченные ресурсы, а так-же театр боевых действий соответствовал предназначению этих кораблей. В 1865-1867гг. вступают в строй три монитора типа John Ericsson . Это однобашенные мониторы с двумя орудиями калибра 240-мм. В 1881 вступает в строй монитор типа Loke вооруженный двумя 381-мм орудиями. Хотя все четыре монитора были тихоходны (7 узлов), шведское командование считало, что она соответствует решению задач береговой обороны.

Норвегия

Норвежский военно-морской флот развивался по той же схеме, что и ВМФ Швеции. Это объяснялось не только схожим театром боевых действий, но и тем, что эти две страны были связаны договором и координировали свои военные программы. В 1866-1872гг. вступают в строй четыре монитора типа Scorpionen вооруженных одним 270-мм орудием. Они составляли основу береговой обороны до 1897 года

Аргентина

Мониторы типа La Plata в количестве двух единиц были построенные в Велико­британии, и они стали первыми броненосцами аргентинско­го флота. Вооружены двумя 229-мм орудиями.

Бразилия

В Бразилии были два монитора типа Javary вооруженные четырьмя орудиями калибра 254-мм.

Перу

Мониторы типа USS Canonicus USS Katawba и USS Oneota до конца граж­данской войны не успели вступить в строй, в 1868 го­ду их продали в Перу и они служили в составе перуан­ского флота под названиями Atahualpa и Маnсо Capac до 1879 года, пока их не затопили сами перуанцы, проиграв войну с Чили.

Чили

ВМС Чили имели в своем составе монитор Huascar . Принимал участие в морских сражениях второй половины XIX века, повлиял на обстановку в нескольких странах. Стал первым кораблем, против которого было применено торпедное оружие.

Типы мониторов разных стран

Название типа Построено, шт Годы нахождения в строю Полное водоизмещение, т Скорость, узл. Артиллерия,кол-во, калибр Броня
(пояс/палуба/башня ГК/), мм
Monitor 1 1862 - 1862 987 8 2х279 127/38 /203
Мониторы типа USS Passaic 10 1863 - 1899 1875-1905 7 1х381 1х279 127/38 /280
Мониторы типа USS Canonicus 9 1864 - 1908 2100 9,5 2х381 127/38 /254
USS Dictator 1 1864 - 1892 4438 12 2х381 279/38 /381
USS Onondaga 1 1863 - 1867 1250 6 2х381 2х150 152/51 /279
USS Roanoke 1 1863 - 1865 3200 5 2х381 2х280, 2х229 127-144/38 /280-203
Мониторы типа USS Miantonomoh 4 1864 - 1874 3400 59 2х381 127/51 /254
USS Puritan 1 1867 - 1921 4912 15 2х508 152/38 /281
Мониторы типа USS Amphitrite 4 1895 - 1920 3990 16,5 4х254 2х102 178-229/44 /229
USS Monterey 1 1893 - 1921 4084 13 2х305, 2х254 152-330/76 /203
Мониторы типа USS Arkansas 4 1902 - 1937 3225 12 2х305, 4х102 279/26 /279
Название типа Построено, шт Годы нахождения в строю Полное водоизмещение, т Скорость, узл. Артиллерия,кол-во, калибр Броня
(пояс/палуба/башня ГК/), мм
HMS Glatton 1 1871 - 1903 4990 12 2х305 245-304 / / 355 / 305-355
Мониторы типа HMS Cyclops 4 1874 - 1903 3560 11 4х254 152-203 / 38 / 203-228 / 228-254
Название типа Построено, шт Годы нахождения в строю Полное водоизмещение, т Скорость, узл. Артиллерия,кол-во, калибр Броня
(пояс/палуба/башня ГК/), мм
Мониторы типа Cerberus 4 1868 - 1900 3344 10 4х254 152-203/ / 178-203 / 203-254
Мониторы типа Tonnerre 2 1879 - 1905 5765 14 2х270 254-330 / 51 / 330 / 305-330
Tonnant 1 1884 - 1903 5010 11,6 2х340 343-477 / 51 / 368 / 368
Название типа Построено, шт Годы нахождения в строю Полное водоизмещение, т Скорость, узл. Артиллерия,кол-во, калибр Броня
(пояс/палуба/башня ГК/), мм
«Мониторы типа Ураган » 10 1865 - 1900 1655 7,7 2х229 127/25-37 / / 279
«
просмотров